Управление качеством — бакалавриат (27.03.02). Управление качеством: кем работать и востребована ли специальность? Стоит ли учиться на управление качеством

Вступление Российской Федерации в ВТО обнажило несовершенство управления в экономической сфере. Устаревшие методики оценки конкурентоспособности продукции нуждались в обновлении. В связи с этим в сфере высшего образования появилась специальность управление качеством. Возникновение такого направления связано с актуальным вопросом, кем работать по окончании обучения.

Для понимания, где и кем работать, будущему специалисту необходимо знать основные понятия выбранного направления. Обратите внимание, что профессия управление качеством не тождественна специальности с идентичным названием.

Профессия управление качеством - это направление трудовой деятельности, осуществляемое работником с учетом накопленной базы знаний и навыков.

При этом специальность представляет собой комплекс умений, навыков и знаний, приобретаемый в ходе образовательного процесса и необходимый для успешной деятельности.

При выборе специальности важно учитывать, что это такое направление, где менеджер ответственен за стабильно высокий качественный уровень товаров или услуг предприятия. Систематическая оценка результатов производства гарантирует достижение желаемой эффективности в деятельности предприятия.

Профессия предполагает наличие следующих навыков у специалиста:

  • предварительное планирование и последующая реализация мер относительно улучшения конкурентоспособности предприятия;
  • улучшение технологических процессов компании;
  • вовлеченность в кадровый образовательный процесс;
  • разрешение затруднительных моментов относительно сертификации товаров;
  • обоснование соответствия сертификации продукции установленным стандартам.

Получив диплом, выпускник сможет со временем занять одну из должностей:

  • заместитель директора;
  • руководитель отдела;
  • начальник службы;
  • директор отдела.

Среди направлений присутствуют такие профили, как:

  1. Менеджмент в производственно-технологических системах. Спецификация предполагает осуществление работ относительно организации, изучения, практического внедрения и оценки управленческих систем.
  2. Менеджмент в информационно-аналитических комплексах. Управление качеством в системах информации и аналитики заключается в проведении общего стратегического анализа. Цель работы менеджера - стабилизация и сохранение положительной тенденции в экономическом развитии страны.

Сразу после получения диплома специалист может претендовать на должность:

  • аудитора;
  • логиста;
  • системного администратора;
  • оценщика;
  • лаборанта;
  • инженера;
  • эксперта по охране труда.

Окончание учебного заведения по управленческому направлению позволяет трудоустроиться в сфере:

  • роботизирования;
  • строительства;
  • медиатехнологий;
  • авиастроения.

После учебы по управленческому направлению можно трудоустроиться во многих сферах

Должностные обязанности работника

Важность работы специалиста по качеству раскрывается через то, что делает менеджер. Согласно должностной инструкции специалист по качественным характеристикам продукции ответственен за:

  • проведение проверок и составление описаний технологических и экономических процессов, протекающих на предприятии;
  • разработку и составление нормативной документации внутреннего порядка;
  • практическое внедрение и мониторинг системы по качеству;
  • получение продукцией предприятия должной сертификации согласно установленным отечественным и международным стандартам.

Важно! В порядке исключения на некоторых предприятиях менеджер выполняет работу контролера ОТК. В его обязанности входит мониторинг производственных этапов.

Для успешного выполнения поставленных задач специалисту необходимо владеть следующими навыками:

  • создание и реализация проектов технического и экономического характера. Основная цель проектов - стабильность и результативность производственного развития в масштабах страны;
  • формирование и расширение службы управления на предприятии;
  • проведение мониторинга управленческой структуры;
  • получение требуемой сертификации для производимой продукции;
  • налаживание стабильного взаимодействия между предприятием, государством и клиентом.

Специалист должен обладать знаниями общепринятых стандартов ISO.

Залогом успеха специалиста в управленческой сфере является соответствие кандидата ряду требований, а именно:

  1. Получение диплома о высшем образовании. Работодатель заинтересован в специалистах с техническим профилем обучения или со степенью магистра делового администрирования (МВА).
  2. Наличие опыта работы по направлению менеджмента. Приветствуется 3-летний стаж, допускается 6-месячный опыт. Числовой показатель стажа определяется конкретным работодателем.
  3. Доскональное знание общепринятых стандартов ISO.
  4. Знание законодательных основ по выбранному направлению трудовой деятельности.
  5. Владение в совершенстве ПК.
  6. Знание иностранного языка. Со стороны работодателя проявляется интерес к кандидатам со знанием английского языка.
  7. Выраженные черты лидера.
  8. Умение нестандартно мыслить.
  9. Развитые навыки коммуникации.

Полезное видео: специалисты по управлению качеством

Образовательный процесс

Достижение профессиональных высот по данному направлению предполагает обязательное прохождение обучения.

Будущий менеджер может пройти обучение в любом из отечественных российских высших учебных заведений. При этом у абитуриента есть возможность выбирать между столичными или провинциальными городами России.

Среди вариантов обучения в Москве принято выделять такие высшие учебные заведения, как:

  • Университет технологий и управления;
  • Политехнический университет;
  • Государственный университет путей сообщения;
  • Авиационный институт;
  • Технологический институт СТАНКИН.

Университет технологий и управления

Оптимальный вариант получения образования - окончание высшего учебного заведения с экономическим профилем обучения и успешное завершение курсов МВА. Значительно облегчает путь становления менеджера поступление в университет по рассматриваемой специальности. В таком случае курсы краткосрочного характера по стандартам ISO и менеджменту будут дополнительным источником знаний и навыков.

Для зачисления на управленческую специальность абитуриенту нужно хорошо знать следующие дисциплины:

  • математика;
  • информатика;
  • иностранный язык;
  • информационно-компьютерные технологии;
  • химия;
  • физика;
  • русский язык.

В ходе образовательного процесса студент будет заниматься:

  • изучением и детальным исследованием рынка товаров и услуг;
  • анализом проблем, встающих перед производственными организациями;
  • оптимизацией производственного процесса с целью минимизации затрат сырья и времени;
  • определением первопричин брака и низкокачественных товаров на производстве;
  • поиском вариантов по борьбе с производственным браком;
  • анализом предоставляемых предприятием услуг;
  • улучшением услуг, процессов, товаров;
  • оценкой результатов аудита внутри организации;
  • повышением степени безопасности и экологичности производства;
  • подготовкой и внедрением бизнес-проектов;
  • делопроизводством;
  • кадровым подбором, его обучением и аттестацией.

Обучение специальности

Место работы

Управление качеством, как и любая специальность, сопряжена с вопросом, где работать по окончании вуза. Важно понимать, что получение специального образования открывает широкие горизонты в плане потенциальной работы.

Важно! Среди возможных вариантов трудоустройства присутствуют как частные, так и государственные организации.

Наиболее популярным местом работы менеджера является:

  • финансовая сфера;
  • предприятия индустриального характера;
  • органы контроля муниципального или федерального уровня;
  • предприятия банковской сферы;
  • научно-исследовательские центры;
  • организации по стандартизации и сертификации.

Управленческий профиль обучения позволяет специалисту трудоустроиться на предприятиях следующих направлений:

  • технологическое;
  • административное;
  • менеджерское.

Востребованность на рынке труда

Оптимальной оценкой востребованности специалистов по управлению качеством являются открытые вакансии. Так, работа в Москве изобилует предложениями от работодателей по направлению управление качеством.

К числу сфер, где требуются менеджеры, относится:

  • Образование. Открыта должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе, содержанию образования и управлению качеством образования. Требования – не менее 3-летнего стажа работы, высшее педагогическое образование, профессиональная подготовка по управленческому направлению, знание основ документооборота.
  • Строительство. Приглашаются сотрудники на должность главного инженера проекта, инженера-конструктора и помощника ГИПа. Требования – не менее 3-летнего стажа работы, высшее образование, опыт работы в строительной сфере, навыки работы с проектной документацией.
  • Авиапроизводство. Свободна должность аудитора отдела управления качеством. Требования – не менее 3-летнего стажа работы, высшее техническое образование, опыт технической эксплуатации авиационного оборудования и техники.
  • Промышленность. По энергетическому направлению требуется специалист по стандартизации и управлению качеством. Требования – не менее года работы в сфере, высшее образование по направлению машиностроения и атомной энергетики.
  • Коммерческие банки. РОСБАНК набирает менеджеров в управление методологии и контроля качества внешней отчетности.
  • Транспортные компании. Постоянно ведется набор сотрудников по наблюдению за качеством работ по ТО и ремонту. Должностная обязанность – контроль на производстве и разработка предложений по модернизации. Требования - опыт, высшее образование.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Направление подготовки дипломированного специалиста

220500 - Управление качеством Квалификация - инженер - менеджер

Вводится с момента утверждения Москва 2000 г.

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА “УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ”

1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 № 686.

1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста:

220501 Управление качеством

1.3. Квалификация выпускника - инженер – менеджер .

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по направлению подготовки дипломированного специалиста “Управление качеством” при очной форме обучения 5 лет.

1.4. Квалификационная характеристика выпускника

1.4.1. Объекты профессиональной деятельности выпускника.

Объектами профессиональной деятельности выпускника являются: проектирование и поддержание эффективного функционирования систем управления, обеспечивающих требуемый уровень качества процессов, продуктов, услуг и результатов деятельности организаций, а также поддержание режима постоянного совершенствования.

1.4.2. Виды профессиональной деятельности

Выпускники по направлению подготовки дипломированного специалиста “Управление качеством” могут быть подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:

производственно-технологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская, проектная.

Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.

1.4.3. Задачи профессиональной деятельности выпускника

Выпускник по направлению подготовки дипломированного специалиста “Управление качеством” в зависимости от вида профессиональной деятельности подготовлен к решению следующих профессиональных задач:

Производственно-технологическая деятельность:

непрерывное исследование производственных процессов с целью выявления производительных действий и потерь;

выявление необходимых усовершенствований и разработка новых, более эффективных средств контроля качества;

технологические основы формирования качества и производительности труда;

метрологическое обеспечение проектирования, производства, эксплуатации технических изделий и систем;

разработка методов и средств повышения безопасности и экологичности технологических процессов;

организация информационных технологий в управлении качеством и защита информации;

осуществление сертификации систем управления качеством.

проведение метрологической поверки средств измерений технологических процессов производства.

http://fe.miem.edu.ru

Организационно-управленческая деятельность:

организация действий, необходимых при эффективной работе системы управления качеством;

организация службы управления персоналом;

содержание управленческого учета и практическое использование показателей переменных и постоянных затрат на обеспечение качества продукции;

инвестиции и методы оценки их экономической эффективности;

управление материальными и информационными потоками при производстве продукции и оказании услуг в условиях всеобщего управления качеством;

организация контроля и проведения испытаний в процессе производства;

организация мероприятий по улучшению качества продукции и оказания услуг.

Научно-исследовательская деятельность:

анализ, синтез и оптимизация процессов обеспечения качества испытаний, сертификации продукции с применением проблемно-ориентированных методов;

разработка и исследование моделей систем управления качеством;

анализ состояния и динамика показателей развития систем управления качеством продукции и услуг;

анализ и разработка новых более эффективных методов и средств контроля за технологическими процессами;

разработка и анализ эффективных методов обеспечения качества;

исследование и разработка моделей систем качества и обеспечение их эффективного функционирования;

исследование, анализ и разработка статистических методов контроля качества;

исследование методов планирования качества;

исследование и разработка принципов обеспечения и управления качеством продукции и услуг.

Проектная деятельность:

разработка современных методов проектирования систем управления качеством, формирование целей проекта, критериев и показателей достижения целей, построения структуры их взаимосвязей, выявление приоритетов решения задач с учетом нравственных аспектов деятельности;

проектирование и совершенствование коммуникационных процессов и процедур признания заслуг качественно выполненной работы;

проектирование процессов с целью разработки стратегии никогда не прекращающегося улучшения качества;

использование информационных технологий и систем автоматизированного проектирования в профессиональной сфере на основе системного подхода.

проектирование моделей систем управления качеством с построением обобщенных вариантов решения проблемы и анализом этих вариантов, прогнозирование последствий каждого варианта, нахождение решения в условиях многокритериальности и неопределенности.

1.4.4. Квалификационные требования.

Для решения профессиональных задач инженер – менеджер:

владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;

умеет на научной основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации;

владеет знаниями основ производственных отношений и принципами управления с учетом технических, финансовых и человеческих факторов;

способен разрабатывать и принимать участие в реализации мероприятий по повышению эффективности производства, направленных на сокращение расхода материалов, снижения трудоемкости, повышение производительности труда;

может анализировать причины брака и выпуска продукции низкого качества, разрабатывать мероприятия по их предупреждению;

способен разрабатывать методы технического контроля и испытания продукции;

знает методы управления персоналом, умеет организовать работу исполнителей, находить и применять управленческие решения в условиях различных мнений, знает основы педагогической деятельности;

способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук;

способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать знания, используя современные информационные образовательные технологии;

способен к практической деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;

знает и умеет использовать методы теории вероятности и математической статистики при анализе технологических процессов;

знает основные свойства операционных систем и умеет их использовать для выполнения операций с файлами;

имеет представление об аппаратных средствах персональных ЭВМ, локальных и глобальных вычислительных сетях;

http://fe.miem.edu.ru

владеет навыками работы с распространенными программными оболочками и утилитами для персональных ЭВМ, текстовыми редакторами и электронными таблицами;

знает основные возможности управления базами данных и умеет их использовать в профессиональной деятельности;

владеет методами оценки и контроля качества в своей деятельности;

понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний.

1.5.Возможности продолжения образования выпускника.

Инженер - менеджер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста “Управление качеством” подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММАМЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА “УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ”

3.1. Основная образовательная программа подготовки инженера - менеджера разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных, производственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки инженера - менеджера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3.Основная образовательная программа подготовки инженера - менеджера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4.Основная образовательная программа подготовки инженера - менеджера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:

цикл ГСЭ – Обще гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН - Общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД - Общепрофессиональные дисциплины;

цикл СД - Специальные дисциплины, включая дисциплины специализации;

ФТД - Факультативные дисциплины.

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки инженера - менеджера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

4.ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА “УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ”

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

Федеральный компонент

Иностранный язык. Закрепление программы средней школы, изучение нового лексико-

грамматического материала, необходимого для общения в наиболее распространенных

повседневных ситуациях. Лексический минимум в объеме 4000 лексических единиц общего и

терминологического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения

(бытовая, терминологическая, обучающая, официальная и др.). Понятие о свободных и

устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах

словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера

без искажения смысла при письменном и устном общении, основные грамматические явления,

характерные для профессиональной деятельности. Понятие об обиходно-литературном,

официально-деловом научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности

научного стиля. Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.

Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и

относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях

неофициального и официального общения. Основы публичной речи. Аудирование. Понимание

диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.

Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и низкому

http://fe.miem.edu.ru

профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

Физическая культура. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке

студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные

феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте.

Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни студента. Особенности

использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности. Общая

физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Спорт. Индивидуальный

выбор видов спорта или систем физических упражнений. Профессионально-прикладная

физическая подготовка студентов. Основы самостоятельных занятий и самоконтроль за

состоянием своего организма.

Отечественная история. Сущность формы, функции исторического знания. Методы и источники

изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная

историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической

науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных

славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-

древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-

политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства.

Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 вв.

Социально-политические изменения в русских землях в Х111-ХУ вв. Русь и Орда: проблемы

взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого

российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации

общества. Реформы Петра 1. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания

российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности

на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России: общее и особенное.

Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в.

Реформы и реформаторы в России. Русская культура Х1Х века и ее вклад в мировую культуру.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема

экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация

общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и

Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские

реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России генезис,

классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская

война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-

экономическое развитие страны в 20-е гг. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические

преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

СССР накануне и в начальные период второй мировой войны. Великая отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя

политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политический и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход

общественного развития.

СССР в середине 60-80 гг.: нарастание кризисных явлений.

Советский Союз в 1985-91 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее

провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.) Россия на пути радикальной

социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая

деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

Культурология. Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и

философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история

культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы кльтурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции

культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды,

межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная

картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная

http://fe.miem.edu.ru

модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и “серединные” культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе Культура и природа, Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация социализация.

Политология. Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая традиция; истоки, соцкультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.

Институционные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы. Политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их решения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация.

Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Соцкультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

Правоведение. Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативноправовые аспекты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений.

Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.

Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

Психология и педагогика. Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Педагогика: объект, предмет, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как соцкультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультации. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами.

Русский язык и культура речи.

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Речевое взаимодействие Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

http://fe.miem.edu.ru

http://fe.miem.edu.ru

способы его измерения. Национальные доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика.

Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя политика и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.

Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.

Общие математические и естественнонаучные дисциплины

Федеральный компонент

Математика. Аналитическая геометрия и линейная алгебра; последовательности и ряды;

дифференциальное и интегральное исчисления; векторный анализ и элементы теории поля;

гармонический анализ; дифференциальные уравнения; численные методы; функции комплексного

переменного; элементы функционального анализа; вероятность и статистика; теория

вероятностей, случайные процессы, статистическое оценивание и проверка гипотез,

статистические методы обработки экспериментальных данных. Дискретная математика и

математическая логика.

Информатика. Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи,

обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации

информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач;

алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных;

программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети; основы

защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты

информации; компьютерный практикум.

Концепции современного естествознания. Естественнонаучная и гуманитарная культуры;

научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции

развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок

в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры;

пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения;

взаимодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности,

дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения

энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы,

реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития

земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая

основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-

геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации

материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых

организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек,

биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и

неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

Экология. Понятие об экологии. Человечество и биосфера. Взаимодействие животного и

растительного мира с неживой природой. Основные компоненты и законы существования

биосферы. Роль литосферы, гидросферы и атмосферы в жизни биосферы. Кругооборот основных

элементов в замкнутых циклах в биосфере. Влияние хозяйственной деятельности на биосферу.

Определение понятия техносферы. Промышленность, транспорт и энергетика как основные

источники загрязнения воздушного бассейна. Гидросфера. Характеристика состояния мирового

океана и внутренних водоемов. Техносфера и здоровье населения. Экологические принципы

охраны природы и рациональное использование ее ресурсов. Основы природопользования.

Проблемы использования и воспроизводство природных ресурсов, их связь с размещением

производства. Эколого-экономическая сбалансированность региона, как государственная задача.

Малоотходные и безотходные технологии производства. Управление качеством окружающей

среды, ИСО 14000.

Национально-региональный (вузовский) компонент

Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом

Общепрофессиональные дисциплины

Федеральный компонент

Начертательная геометрия. Инженерная графика

01.01 Инженерная графика. Конструкторская документация; оформление чертежей; элементы геометрии деталей; изображения, надписи, обозначения; аксонометрические проекции деталей; изображение и обозначение резьбы; рабочие чертежи деталей; выполнение эскизов деталей машин; изображения сборочных единиц; сборочный чертеж изделий.

http://fe.miem.edu.ru

Механика.

02.01 Теоретическая механика. Кинематика. Предмет кинематики. Векторный способ задания движения точки. Естественный способ задания движения точки. Понятие об абсолютно твердом теле. Вращение твердого тела вокруг неподвижной оси. Плоское движение твердого тела и движение плоской фигуры в ее плоскости. Движение твердого тела вокруг неподвижной точки или сферическое движение. Общий случай движения свободного твердого тела. Абсолютное и относительное движение точки. Сложное движение твердого тела. Динамика и элементы статики. Предмет динамики и статики. Законы механики Галилея-Ньютона. Задачи динамики. Свободные прямолинейные колебания материальной точки. Относительное движение материальной точки. Механическая система. Масса системы. Дифференциальные уравнения движения механической системы. Количество движения материальной точки и механической системы. Момент количества движения материальной точки относительно центра и оси. Кинетическая энергия материальной точки и механической системы. Понятие о силовом поле. Система сил. Аналитические условия равновесия произвольной системы сил. Центр тяжести твердого тела и его координаты. Принцип Даламбера для материальной точки. Дифференциальные уравнения поступательного движения твердого тела. Определение динамических реакций подшипников при вращении твердого тела вокруг неподвижной оси. Движение твердого тела вокруг неподвижной точки. Элементарная теория гироскопа. Связи и их уравнения. Принцип возможных перемещений. Обобщенные координаты системы. Дифференциальные уравнения движения механической системы в обобщенных координатах или уравнения Лагранжа второго рода. Принцип ГамильтонаОстроградского. Понятие об устойчивости равновесия. Малые свободные колебания механической системы с двумя (или n) степенями свободы и их свойства, собственные частоты и коэффициенты формы. Явление удара. Теорема об изменении кинетического момента механической системы при ударе.

ОПД.Ф.03 Материаловедение. Технология конструкционных материалов

03.01 Материаловедение. Строение металлов, диффузионные процессы в металле, формирование структуры металлов и сплавов при кристаллизации, пластическая деформация, влияние нагрева на структуру и свойства деформированного металла, механические свойства металлов и сплавов. Конструкционные металлы и сплавы. Теория и технология термической обработки стали. Химикотермическая обработка. Жаропрочные, износостойкие, инструментальные и штамповочные сплавы. Электротехнические материалы, резина, пластмассы.

ОПД.Ф.04 Электротехника и электроника.

04.01 Общая электротехника и электроника . Введение. Электрические и магнитные цепи. Основные определения, топологические параметры и методы расчета электрических цепей. Анализ и расчет линейных цепей переменного тока. Анализ и расчет электрических цепей с нелинейными элементами. Анализ и расчет магнитных цепей. Электромагнитные устройства и электрические машины. Электромагнитные устройства. Трансформаторы. Машины постоянного тока. Асинхронные машины. Синхронные машины. Основы электроники. Электрические измерения. Элементная база современных электронных устройств. Источники вторичного электропитания. Усилители электрических сигналов. Импульсные и автогенераторные устройства. Основы цифровой электроники. Микропроцессорные средства. Электрические измерения и приборы.

ОПД.Ф.05 Метрология, стандартизация и сертификация. Теоретические основы метрологии; основные понятия, связанные с объектами измерения: свойство, величина, количественные и качественные проявления свойств объектов материального мира; основные понятия, связанные со средствами измерений (СИ); закономерности формирования результата измерения, понятие погрешности, источники погрешностей; понятие многократного измерения; алгоритмы обработки многократных измерений; понятие метрологического обеспечения; организационные, научные и методические основы метрологического обеспечения; правовые основы обеспечения единства измерений; основные положения закона РФ об обеспечении единства измерений; структура и функции метрологической службы предприятия, организации, учреждения, являющихся юридическими лицами; исторические основы развития стандартизации и сертификации; сертификация, ее роль в повышении качества продукции и развитие на международном, региональном и национальном уровнях; правовые основы стандартизации; международные организации по стандартизации; основные положения государственной системы стандартизации ГСС; научная база стандартизации; определение оптимального уровня унификации и стандартизации; государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов; основные цели и объекты сертификации; термины и определения в области сертификации; качество продукции и защита потребителя; схемы и системы сертификации; правила и порядок проведения сертификации; органы по сертификации и испытательные лаборатории; аккредитация органов по сертификации и испытательных (измерительных) лабораторий; сертификация услуг; сертификация систем качества.

Общие сведения о квалиметрии.

ОПД.Ф.06 Безопасность жизнедеятельности. Физиология труда и рациональные условия жизнедеятельности; особенности психологического состояния человека в чрезвычайных ситуациях; анатомо-физиологическое воздействие на человека опасных и вредных факторов, среды обитания, поражающих факторов; характеристики чрезвычайных ситуаций, принципы организации мер по их ликвидации; методы и средства повышения безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов, правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

http://fe.miem.edu.ru

Технология и организация производства продукции и услуг. Основные этапы производства

изделий, технические процессы изготовления деталей, сборки, испытаний и регулирования;

технологическая оснастка; технологичность конструкций; технологические основы формирования

качества и производительности труда; экономическая эффективность техпроцессов. Цикл

“исследование производства”, роль науки в техническом процессе и совершенствовании

производства; комплекс задач и работ по созданию новой техники; основы организации

рационализации; изобретательства и патентного дела; организация НИР и ОКР, конструкторская

подготовка производства; организация технологической подготовки; организация подготовки

производства и процесс перехода на выпуск новой продукции; планирование процессов создания

и освоения новых изделий; организация основного производства; организация технического

обслуживания; научная организация труда; организация технического нормирования.

Основы обеспечения качества. Семейство международных стандартов ИСО 9000. Роль их в

обеспечении качества, тенденция их совершенствования. Филосовский, технико-экономический и

юридический подход к обеспечению качества. Роль контроля в обеспечении качества продукции и

систем качества. Системы и системный подход к обеспечению качества, ИСО 9000-1. Четыре

аспекта качества и их реализация. Роль процессов в обеспечении качества. ИСО 9004. Обработка

элементов внутренней системы качества и внедрение их моделей через процессы. Комплексный

подход в обеспечении качества. Механизмы комплексного подхода.

Экономическое управление организацией. Ресурсы и продукты в деятельности организаций;

основные средства, способы их оценки и методы повышения эффективности их использования;

амортизация основных средств; трудовые ресурсы, способы их оценки и методы определения

потребности в кадрах; производительность труда и пути ее повышения; оборотные средства

предприятий, их количественная оценка, потребности и способы их пополнения; себестоимость

продукции, показатели, методы их расчета и анализа; постоянные, переменные, средние и

предельные издержки при производстве продукции; инвестиции и методы оценки их

экономической эффективности. Контролинг. Затраты на качество.

Менеджмент и маркетинг. Развитие менеджмента в прошлом и настоящем; методологические

основы менеджмента; инфраструктура менеджмента; социофакторы и этика менеджмента;

интеграционные процессы в менеджменте; моделирование ситуаций и разработка решений;

природа и состав функций менеджмента; стратегические и тактические планы в системе

менеджмента; организационные отношения в системе менеджмента; формы организации системы

менеджмента; мотивация деятельности в менеджменте; регулирование и контроль в системе

менеджмента; динамика групп и лидерство в системе менеджмента; управление человеком и

управление группой; руководство: власть и партнерство; стиль менеджмента и имидж (образ)

менеджера; конфликтность в менеджменте; факторы эффективности менеджмента.

Роль маркетинга в экономическом развитии страны; товар в маркетинговой деятельности;

комплексное исследование товарного рынка; сегментация рынка; формирование товарной

политики и рыночной стратегии; формирование спроса и стимулирование сбыта; организация

деятельности маркетинговой службы.

Методы и средства измерений, испытаний и контроля. Общие сведения об измерениях,

испытаниях и контроле; их особенности и различия; измерение физических величин основа всех

направлений человеческой деятельности; Роль измерений, испытаний и контроля в повышении

качества продукции, услуг и производства;

Измерительные преобразователи (ИП); структурная схема ИП; классификация измерительных

преобразователей: по назначению, по связи (взаимодействию) чувствительного элемента с

изделием; по принципу преобразования, по физическому явлению, положенному в основу

принципа действия; измерительные цепи: генераторных и параметрических преобразователей.

Средства измерений; определение и классификация средств измерений электрических величин;

сигналы измерительной информации; аналоговые и цифровые измерительные приборы; приборы

для измерения L, С, R.. Приборы для измерения напряжений (вольтметры постоянного и

переменного тока); импульсные вольтметры; измерительные генераторы; электронно-лучевые

осциллографы; измерение частоты; понятие амплитудного и фазового спектра сигнала;

анализаторы спектра; измерители нелинейных искажений; автоматизация измерений.

Испытания; общие сведения о современных испытаниях и их отличие от технического контроля.

Воздействующие факторы: внешние и внутренние; внешние воздействующие факторы на

механические, климатические, биологические и другие воздействия и виды испытаний. Опасные

воздействия на человека, его имущество и окружающую среду и виды испытаний. особенности

испытаний на функционирование, на безопасность и на надежность; структурная схема

испытаний; испытания на механические воздействия вибрации, ударов, линейных ускорений и

акустических шумов. Средства измерений механических воздействий. Применяемое оборудование,

его классификация, основные параметры, возможная конструктивная реализация; разработка

программы и методик испытаний; автоматизация испытаний.

Информационное обеспечение, базы данных. Организация баз данных: логическая

организация баз данных (БД); объекты и атрибуты; схемы и подсхемы; системы управления БД

(СУБД); концептуальные модели БД; языки БД; физическая организация БД; физическая

организация данных; указатели; цепи и кольцевые структуры; способы адресации; индексно-

последовательная организация; алгоритмы перемешивания; физическое представление

иерархических структур; физическое представление сетевых структур; поиски по нескольким

ключам; организация индекса; разделение данных и связей; методы поиска в индексе; сжатие

данных; виртуальная память и иерархия организации памяти; инвертированные файлы;

http://fe.miem.edu.ru

распределение БД; методы искусственного интеллекта, базы знаний, экспертные системы: искусственный интеллект как научное направление; представление знаний, рассуждений и задач; эпистомологическая полнота представления знаний и эвристически эффективные стратегии поиска решения задач; модели представления знаний: алгоритмические, логические, сетевые и продукционные модели; сценарии; экспертные системы; классификация и структура; инструментальные средства проектирования, разработки и отладки; этапы разработки; примеры реализации.

Сети электронно-вычислительных машин и средства коммуникаций. Задачи и проблемы

распределенной обработки данных; классификация сетей по способам распределения данных,

сравнительная характеристика различных типов сетей; основы организации и функционирования

сетей; сетевые операционные системы; основные сетевые стандарты; средства взаимодействия

процессов в сетях; распределенная обработка информации в системах клиент-сервер;

одноранговые сети; средства идентификации и аутентификации; средства повышения надежности

функционирования сетей; интеграция локальных сетей в региональные и глобальные сети;

неоднородные вычислительные сети; сетевые средства UNIX: основные протоколы, службы,

функционирование, сопровождение и разработка приложений, особенности реализации на

различных платформах; сетевая операционная система Novell NetWare: основные протоколы,

службы, функционирование, генерация, сопровождение и разработка приложений; сетевая

операционная система Windows NT: основные протоколы, службы, функционирование, генерация,

сопровождение и разработка приложений; организация и функционирование сетей SNA;

организация и функционирование сетей Apple Talk; организация и функционирование сетей

DECNet; глобальные сети; Internet, основные службы и предоставляемые услуги, стандарты,

перспективы развития.

Всеобщее управление качеством. Сущность и понятия всеобщего управления качеством; связь

с критериями и философией стандартов ИСО 9000 и ИСО 14000; интеграция задач обеспечения

качества с задачами бизнеса и интересами общества (экология, безопасность); лидерство в

обеспечении качества; требования долговременной стратегии в области качества; философия и

концепции Деминга, Джурана, Кросби и других “Патриархов” качества в модели TQM, их

сравнение и связь с “классическим” подходом к управлению качеством. Модель Business Excellence

для организации (предприятия); ее использование в деятельности организации; использование

самооценки для установления качества деятельности, измерения и определения тенденций

улучшения; описание критериев улучшения и способы их использования.

Статистические методы в управлении качеством. Законы распределения случайных величин

в управлении качеством. Анализ состояния процессов. Показатели качества процессов.

Контрольные карты. Статистический приемочный контроль. Семь основных инструментов. Семь

новых инструментов. Развертывание функции качества (QFD). Анализ характера и последствий

отказов (FMEA).

Национально-региональный (вузовский) компонент

Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом

Специальные дисциплины

220501 “УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ”

Информационные технологии в управлении качеством и защита информации. Разработка моделей и алгоритмов сложных процессов бизнеса; информационная модель фирмы применительно к агентским отношениям “теория агентства”; информационная модель “теория сделок”;системы менеджмента с использованием сетей; построение информационно-поисковых систем; информационный менеджмент - информационная деятельность предприятия или организации; три вида информационного менеджмента: управление предприятием (организацией), внутренней документацией и публикациями; вопросы организации источников информации, средств передачи данных, создание баз данных, технологий обработки данных, обеспечения безопасности данных; разработка, внедрение, эксплуатация и развитие систем и сетей, обеспечивающих деятельность предприятия (организации); управление информационными ресурсами; организация и обеспечение взаимодействия с внешним информационным миром: сетями, базами данных, издательствами, типографиями и т.д.; преобразование пассивной корпоративной информации в источники правдивых, так называемых, рафинированных сведений, определяющих успех фирмы.

Понятие национальной безопасности; виды безопасности: государственная, экономическая, общественная, военная, экологическая, информационная; роль и место системы обеспечения информационной безопасности в системе национальной безопасности РФ; методы и средства обеспечения информационной безопасности; анализ угроз безопасности информации; основные принципы защиты информации в компьютерных системах; основные методы нарушения секретности, целостности и доступности информации; причины, виды, каналы утечки и искажения информации; архитектура электронных систем обработки данных; формальные модели; модели безопасности; политика безопасности; критерии и классы защищенности средств вычислительной техники и автоматизированных систем; стандарты по оценке защищенных систем; примеры практической реализации; построение парольных систем; особенности применения криптографических методов; способы реализации криптографической подсистемы; особенности реализации систем с симметричными и несимметричными ключами; концепция защищенного ядра; методы верификации; защищенные домены; применение иерархического метода для построения защищенной операционной системы; исследование корректности систем защиты; методология обследования и проектирования защиты; модель политики контроля целостности.

Средства и методы управления качеством . Установление долговременных целей и краткосрочных задач; необходимость планирования; основные организационные действия по удовлетворению потребителей и повышению эффективности производства; входной контроль, контроль процессов, проверка результатов и экологический контроль; разработка структуры,

В настоящее время, когда активно развиваеются путешествия в космос, а также идёт изучение человеческого генома организма, система образования переживает различные перевороты и дополнения новыми сведениями и открытиями. Перемены в современном мире очень важны для того, чтобы быстро и эффективно удовлетворять запросы рынка труда в новых специальностях и профессиях.

Вконтакте

Управление качеством кем работать?

Изменения в образовательной сфере

В системе высшего образования происходит тщательное изучение и рассмотрение различных специальностей и направлений обучения. Вдаль уходят устаревшие виды , возникает множество новых, которые способны отвечать современным запросам и услугам. Сейчас одна из подобных новых профессий осуществила большое распространение – управление качеством . Кем можно стать, получив такую специальность? Гражданин, который получил данное образование, может успешно и хорошо трудоустроиться и получать достаточно высокую заработную плату. При этом работа может заключаться не в одном лишь качественном контроле качества за товарами продуктами широкого распространения, как думают большинство родителей и учащихся.

Специальность Управление качеством

Так, выпускник, окончивший высшее образовательное заведение и получивший диплом в области управления качеством, может стать менеджером, который в последующем будет делать и распространять на производстве комплексное управление качеством продукции. Его услуги являются важными для всей системы фирмы в целом и осуществляются на определённой ступени изготовления и создания новой продукции. Работник этой специальности занимается осмотром и отбраковыванием отказов гарантийной продукции. По-другому можно сказать, что выпускник области управление качеством – это ведущий специалист по распространению уровня качества, ИСО .

Управление качеством – это профессия экономического характера, в которой осуществляются и создаются реформы, происходит обучение процедурам ремонта, использующимся в процессах изготовления новой продукции. В конечном результате создаются нужные для фирмы товары и услуги. Главной задачей производственной области остаётся добиться наивысшего показателя качества выпускаемой продукции .

Недостатки и сложные ситуации, которые остаются нерешенными в процессе производства фирмы, объединённые с вопросами управления качества, являются весьма значимыми. Главным показателем увеличения востребованности специальности управления качеством считается всемирная глобализация и проникновение на территорию нашей страны порядков со всего мира. Уровни качества, которые приняты и разработаны в Российской Федерации, значительно отличаются и не соответствуют мировым стандартам и характеристикам.

Распространённость специализации Управление качеством

Профессия управление качеством отвечает за устранения проблем в области изготовления и составление продукции широкого использования. Так, именно качественная продукция и товары, способны значительно повысить уровень жизни обычных жителей страны. Исходя из данных слов, правильное и качественное управление качеством - это экономическая и внутриполитическая задача страны , находящаяся на первом месте среди остальных.

В настоящее время данный вид профессии есть в ста семнадцати российских вузах. Её можно приобрести как в Москве и Санкт-Петербурге, так и других областях страны – на Урале, Сибири, Поволжье, Дальнем Востоке, в Краснодарском крае и других субъектах Российской Федерации. Главным является то, что среди наиболее известных вузов, где можно выучиться на специальность Управление качеством, можно поступить как в столичные университеты, так и в университеты, которые располагаются в городах с небольшим числом населения. Диплом в области Управления качеством: кем можно работать с такой специальностью,является ли она увлекательной и востребованной, если имеет такую популярность и распространённость?

Что важно знать поступающим?

Нужно заметить, что документы на поступление в данный вуз следует подавать выпускникам, которые успешно сдали экзамен по иностранному языку . Это исходит из-за специфики самой профессии. Так, данная профессия и востребованность в работниках по управлению качеством товаров возникла в основном на территории Европы и в США, поэтому чтобы изучить более усовершенствованные методы ведения работы, работнику следует прочитать большое количество литературы на оригинальном языке – а именно английском либо немецком.

Кром всего этого, в момент поступления будущие специалисты обязаны успешно сдать предметы естественно-научной области: физика и химия. В числе обязательных экзаменов для вступления могут быть и другие различные предметы, выбираемые самим высшим учебным заведением либо министерством образования.

Главные задачи специалистов

Специалиста, работающие по специальности управляющий качеством, должны на своей работе выполнять следующие действия:

  1. Изучать и разрабатывать технические и экономические методы ремонта, которые будут отвечать за выполнение качественного и продуманного промышленного производства.
  2. Создавать структуру в управлении сферой производства и компаний.
  3. Создать действенную взаимосвязь в виде сотрудничества трёх партнёров – предпринимателей, чиновников и сферы образования.

Управление качеством вакансии

В процессе обучения и прохождения курса специализации студентам выдаются специальные материалы, новые умения, которые станут важной частью их будущей профессиональной специализации. Если выпускник полностью выучился и получил диплом в области управления качеством, то кем ему стоит начать работать? Теория, а также практика в момент обучения, пройденная за несколько лет, отражает действия, с которыми молодой сотрудник может встретиться в своей работе и профессии.

Учёба в высших заведениях проходит по отдельным специализациям. Всего у специальности имеется около 10 различных профилей, но основных направлений всего два .

  1. Управление качеством в области производственно-технологической системы и ремонта (на предприятии). Здесь сотрудники выступают в качестве аналитика развития, изучения, использования и проверке функций управления качеством продукции на предприятии производственного типа.
  2. Управление качеством информационно-аналитическими системами. Специалисты в этой области управления качества производят стратегический комплексный анализ систем, чтобы в дальнейшем обеспечить полноценное улучшение и прогрессирование национальной экономики и продукции.

Также есть множество направлений в системе строительства, авиастроения, менеджмента, роботизирования, создание технологий, ремонт и другое. К примеру, если выпускник окончил комплексное обучение и получил диплом управления качеством в области строительства, то кем он может стать в будущем? Сотрудник с таким образованием легко может устроиться в строительную компанию, где он будет контролировать и наблюдать за процессом строительных работ.

Управление качеством обучение

Даже по перечисленным профилям и специализациям можно понять, что данная профессия несёт в себе технический характер . Во время обучения студенты проходят программу, основанную на математических, естественно-научных и профессиональных дисциплинах.

Профиль содержит в себе особенные составляющие и структуру, так как за годы учёбы ученики запасаются сведениями и новыми знаниями, которые помогут в дальнейшем работать, основываясь на западноевропейских стандартах и уровне.

  1. ISO 9000 – стандарты менеджмента качества.
  2. ISO 14 000 — управление качеством окружающей среды.
  3. MRPII и ERP – методология.

Кроме всего этого, ученики, проходящие программу высшей школы и изучающие нужные для них предметы, разбираются в методических способах и средствах определения и контролирования уровня качества, изучают новые графические программы, которые созданы для того, чтобы значительно облегчить работу в проектировании.

Такая методика обучения и развития студентов – это новое и ещё развивающееся направление . Так, профессия управление качеством постепенно становится новой сферой обучения, которая создана для качественного развития и формирования экономической сферы с главной задачей повысить уровень отечественной и европейской продукции и товаров.

Знания и материал, полученные в процессе учёбы на бакалавриате, остаются основным фундаментом для будущей профессии. Главным образом это теоретические знания из отдельных методологий. Также студентов знакомят с различными программами и методиками, направленными для правильной оценки качества полученной продукции, разработке и изучению информационных комплексов. Студенты приобретают всё больше практик и умений, которые, бесспорно, помогут в дальнейшей работе. Реальное получение опыта возникает на стадиях тренинга и практики, которые проводятся для освоения новых навыков, которые служат основным фундаментом для теоретического материала.

Кем можно работать с этой специальностью?

Когда стадия обучения пройдена, сразу же возникает следующий вопрос – кем работать выпускнику, который получил диплом в области Управления качеством?

Студент на момент окончания курсов должен задуматься и точно для себя определить, в какой сфере он хочет в дальнейшем работать – технологической, менеджерской либо административной. Со временем выпускники высших учебных заведений становятся настоящими квалифицированными сотрудниками компании, руководителями низшего либо среднего звена. С накоплением опыта и мастерства сотрудники способны получить должность управления высшего уровня.

Вакансии в ведущие вузы на территории Москвы:

  1. Политехнический университет в Москве.
  2. Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского.
  3. Московский авиационный институт.
  4. Московский государственный технологический университет Станкин.
  5. Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II.

Кем работать и на каком предприятии?

Если внимательно рассмотреть область поиска будущей специализации, то студенту, заканчивающему вуз, можно дать большой спектр выбора как негосударственных структур, предприятий индустрии и банковского спектра, так и центральные либо коммунальные органы, которые будут контролировать индустрию либо банковское направление. Где же ещё можно работать выпускнику? Хорошее рабочее место можно приобрести в государственном секторе, где осуществляется контроль за различной продукцией. Также работать можно в научно-исследовательских центрах по изучению, планированию и сопровождению комплексов автоматизации управления качеством изделий.

Студент с таким образованием способен легко найти себе вакантное место в менеджментской сфере . Здесь он сможет воспроизводить, улучшать и проводить планировку работы современных комплексов менеджмента качества, решать вопросы производства продукции высокого качества. В это время работник становится наиболее востребованным и полезным на производстве, в результате чего его доход значительно возрастает. Главными требованиями от специалиста будет считаться исследование способов подъёма действенности продукции и индустрии, которая предназначена для уменьшения растрат производственного сырья и увеличение производительности труда.

О специализации Управления качеством существует небольшое количество отзывов и критики, также обо всех возможных сферах трудоустройств некоторые выпускники даже не подозревают. Население мало знает о данной профессии из-за того, что она достаточно новая, специалистов на рынке труда представлено очень мало.

В конце стоит дополнить, что вопросы востребования данной специальности в России возможны только для ленивых и неосведомлённых людей. В настоящее время данная профессия имеет большой показатель востребованности и актуальности на производстве.

Я окончила ВУЗ по этой специальности и получила красный диплом. Работала на протяжении 3 лет, причём в двух фирмах. Вообще сфер применения данной специальности достаточно много, поэтому найти работу всегда просто, ведь квалифицированные кадры всегда остаются нужными.

Довольно любопытное направление менеджмента. Обычно крупные производственные предприятия проходят проверку международными стандартами и как раз там данные специалисты нужны. Главный минус профессии это то, что работать в основном придётся в крупных фирмах.

Специалисты на предприятиях нужны. Но, мне кажется, что профессия скучновата. Особенно если смотреть как работает наш отдел, бумажная работа и вечные проверки. На крупных предприятия всё-таки интереснее. Данная специальность сейчас открывается повсеместно, как бы ни произошёл переизбыток специалистов.

Подготовка инженеров-менеджеров по специальности «» ведется в АГТУ с 2001 г. Университет выдержал большую конкуренцию при открытии подготовки по этой специальности. Лицензию на подготовку инженеров-менеджеров имеет только химико-технологический факультет. Данная специальность уникальна, т.к. дает возможность получить одновременно квалификацию инженера и менеджера.
В настоящее время должности инженеров по качеству, разработчиков систем менеджмента качества, аудиторов систем менеджмента качества и систем качества, занимают специалисты, не имеющие соответствующей квалификации. Инженер-менеджер может проектировать системы менеджмента качества, обеспечивать их эффективное функционирование, соблюдение требуемого уровня качества процессов, продуктов, услуг и результатов деятельности организаций. При подготовке специалиста по управлению качеством большое значение придается изучению компьютерных, экономических и управленческих дисциплин (управление персоналом, управленческий и финансовый учет, менеджмент, аудит качества и многие другие).
Выпускник готов к выполнению следующих видов деятельности : управленческой, организационной, экономической, аудиторской, информационно аналитической, инновационной и консультационно-педагогической. В настоящее время на всех предприятиях и многих организациях создаются системы менеджмента качества (СМК), что в значительной степени повышает конкурентоспособность продукции и услуг. Это гарантирует инженерам-менеджерам дальнейшее трудоустройство. Наши выпускники успешно работают в Архангельске, Северодвинске, Новодвинске, Санкт-Петербурге и в Москве. В.Ольховская – успешный бизнесмен, занимается бизнесом в области управления качеством в Москве и Архангельске. А. Лобанова, выпускница 2006 г., инженер по качеству в американской компании Celanese Emulsions (Швеция).

Профессиограмма

Сведения о профессии

Управление качеством является одной из функций предприятия по его управлению, которая фактически обеспечивает качество услуг и продукции на высоком уровне за счет разумного и грамотного управления производством и его обслуживанием.
Одной из основных проблем, стоящих сегодня перед российскими предприятиями, является их успешная адаптация к условиям рыночной экономики. Решение этой проблемы – необходимое условие для их выживания и дальнейшего развития.
Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. В настоящее время выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями – уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда и экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.
Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг совершенно справедливо подчеркивает, что главной задачей отечественной экономики в XXI веке является рост конкурентоспособности за счет роста качества.

Доминирующие виды деятельности:

Работа с другими людьми в организациях для достижения организационных целей и экономического успеха;
- проверка качества выпускаемой продукции;
- служение целям организации, подчинение вышестоящим инстанциям;
- изучение спроса и предложений на рынке;
- планирование деятельности организации;
- коммуникация (установление и развитие взаимодействия между персоналом, другими учреждениями и организациями);
- поиск и использование необходимых средств и ресурсов для наилучшего достижения основных целей организации;
- разработка бизнес-плана и контроль над его реализацией;
- руководство (доведение инструкций и полномочий), организация и оценка работы подчиненных;
- контроль за исполнением данного задания;
- участие в процессе приема, подбора и помощь в профессионально-квалификационном росте работников;
- проведение переговоров, бесед с клиентами;
- проведение презентаций.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (профессионально-важные качества):

Способности:

Высоко развитые организаторские способности (способность руководить);
- коммуникативные способности (умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения);
- способность управлять собой;
- высокая способность влиять на окружающих;
- способность формировать и развивать эффективные рабочие группы;
- способность решать проблемные ситуации в короткие сроки;
- хорошо развитые аналитические способности;
- высокий уровень понятийного мышления.

Личностные качества, интересы и склонности:

Умение прогнозировать, предвидеть ситуацию;
- уверенность в себе, в принимаемых решениях;
- энергичность;
- четкие личные цели (знает, чего хочет от своей работы);
- умение подчиняться требованиям, нормам организации;
- стремление к постоянному личностному росту;
- эрудированность.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

Отсутствие организаторских способностей;
- боязнь неудачи, неуверенность в себе;
- неумение управлять собой;
- неорганизованность, недисциплинированность;
- безынициативность;
- неспособность принимать решения;
- косность (неумение, нежелание меняться, изменять поведение под влиянием окружающей среды);
- склонность перекладывать ответственность на других.

Области применения профессиональных знаний:

Предприятия отраслей народного хозяйства различных организационно-правовых форм, их структурные производственные и функциональные подразделения;
- предприятия промышленной, аграрной отрасли (химико-лесной комплекс);
- региональные центры стандартизации, метрологии и сертификации;
- сфера торговли (компании по оптовой и розничной продаже);
- логистика;
- сфера строительства и добывающей промышленности;
- транспортная сфера;
- логистика;
- сфера медицины и здравоохранения (фармакологические и фармацевтические компании);
- туристические компании;
- рекламные агентства и компании;
- брокерские фирмы.
- образовательные учреждения (преподавательская деятельность);
- гостиничный и ресторанный бизнес;
- организации и предприятия малого, среднего и крупного бизнеса;
- объекты инфраструктуры предприятия;
- проектные организации;
- научно-исследовательские учреждения и др.
- научно-исследовательские институты, Академии наук.

Классификационная карточка профессии

Наименование профессии - инженер-менеджер
Доминирующий способ мышления - Адаптация – координация : Такие люди могут согласовывать цели и решения различных многочисленных задач одновременно, стремятся к развитию и инновациям. Профессии, которые подходят людям с этим способом мышления, требуют оценки и решения нескольких задач одновременно, согласования противоречивых целей.
Область базовых знаний №1 и их уровень - Предпринимательство, бизнес, наука и техника, уровень 3, высокий (теоретический)
Область базовых знаний №2 и их уровень - Менеджмент, уровень 2 (средний, практическое использование)
Профессиональная область - Администрирование, управление
Межличностное взаимодействие - Частое по типу «вместе» . Человек стремится действовать вместе с другими людьми, для него лучше такая работа, которая происходит при постоянных взаимоотношениях с другими. Здесь предпочтение отдается выполнению общей работы «командой», маленькой спаянной группой. Такой человек соглашается на некоторую зависимость от других в работе и не любит работать в одиночку.
Доминирующий интерес предпринимательский тип : находчивый, подвижный, практичный, энергичный, инициативный, азартный. Любит риск. Стремится к лидерству, любит быть на виду. Не любит занятий, требующих усидчивости, длительной концентрации внимания. Хорошо справляется с работой, требующей быстрого принятия решения. Преобладают словесные способности. Контакты с людьми – многочисленны.
Дополнительный интерес социальный тип : активен, общителен, эмоционален, чувствителен. Обладает развитыми словесными способностями. Умеет устанавливать и поддерживать отношения с людьми. Главным содержанием труда является взаимодействие с людьми. Предпочитаемые занятия: обучение, информирование, обслуживание.
Условия работы - В помещении, мобильный

В наше время полетов в космос и проникновения в тайны человеческого генома система образования переживает радикальные изменения. Перемены необходимы, чтобы эффективно и своевременно удовлетворить спрос рынка труда в специалистах нового профиля.

Перемены в образовании

В сфере высшего образования происходит качественный пересмотр специальностей. Уходят в прошлое устаревшие, появляются новые профессии, отвечающие современным веяниям. Нашла широкое распространение одна из подобных профессий - 27.03.02 «Управление качеством». Кем работать с таким образованием? Человек с дипломом такого направления может трудоустроиться на достаточно выгодных условиях. Работать можно не только специалистом по контролю за качеством изделий и товаров широкого ассортимента, как считает большинство абитуриентов и их родителей.

Выпускник с дипломом «Управление качеством»

Выпускник по специальности «Управление качеством» - это менеджер, создающий и распространяющий на производстве комплекс управления качеством. Его работа важна для всей компании, а осуществляется на очередной ступени создания продукции. Такой работник зачастую занимается проверкой и ликвидацией отказов гарантийной продукции. Другими словами, выпускник специальности «Контроль качества» - это специалист распространению комплекса уровня качества, ИСО.

Управление качеством - это область экономической деятельности, где продумываются и принимаются реформы, идет изучение процедур, применяющихся на производстве. В итоге создаются нужные товары. Задачей производственного комплекса может быть достижение значительных показателей по качеству.

Проявляющиеся недостатки и объединенные с общими вопросами управления качества, весьма значимы. К увеличению заинтересованности в управлении качеством привели глобализация и проникновение в нашу страну мировых порядков. Уровни качества, уже разработанные в Российской Федерации, достаточно сильно не совпадают с мировыми стандартами.

Массовость направления обучения

Специальность «Управление качеством» изучает проблемы создания высококачественной продукции. Более качественные товары поднимают уровень жизни россиян. Исходя из этого, грамотное и квалифицированное управление качеством - экономическая и внутриполитическая задача №1.

Сейчас имеется в ста семнадцати российских вузах. По ней готовят как в Москве и Санкт-Петербурге, так и в других регионах: на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, в Краснодарском крае и других субъектах РФ. Интересно, что среди ведущих вузов, где обучают специалистов по управлению качеством, можно найти как периферийные университеты, так и столичные. Итак, специальность «Управление качеством»: кем работать можно с таким дипломом? Так ли она интересна и перспективна во всех направлениях, если настолько популярна?

Абитуриентам

Необходимо указать, что подает документы на факультет по рассматриваемой специальности молодежь, неплохо изучившая иностранный язык. Это вызвано спецификой профессии: необходимость в менеджерах по качеству появилась в большинстве своем в Европе и в США, поэтому для освоения современных методик необходимо значительную часть литературы изучать на языке оригинала - английском или немецком.

Кроме того, при поступлении подростки сдают предметы естественнонаучного цикла: физику и/или химию. В перечне вступительных экзаменов могут быть и другие предметы на усмотрение вуза или обязательные по перечню министерства.

Сфера деятельности

Профессионалы, трудящиеся в сфере управления качеством, обязаны в повседневной деятельности решать проблемы следующего цикла:

  • исследование технических и экономических методик, обращенных на решение задач устойчивого и действенного производства;
  • создание структуры управления качеством в компании;
  • создание качественного сотрудничества трех партнеров - предпринимателей, чиновников и сферы просвещения.

Профили специальности

В ходе освоения программы студентам даются материалы и умения, необходимые в будущей профессиональной деятельности. Итак, если окончен факультет управления качеством, кем работать выпускнику? Теоретическое, а также практическое обучение, пройденное за годы учебы, отражает условия, с которыми молодой специалист столкнется в своей профессиональной деятельности.

Обучение в вузах проходит по отдельным профилям. Всего эта профессия имеет больше десяти профилей, но основными направлениями считаются всего два:

  1. Управление качеством в (на предприятии). Специалисты по развитию, изучению, использованию и проверке систем управления качеством на предприятии.
  2. Управление качеством и информационно-аналитических системах. Специалисты в сфере управления качеством проводят стратегический системный анализ для обеспечения развития национальной экономики.

Кроме того, существуют профили в сфере строительства, роботизирования, авиастроения, менеджмента, принтмедиатехнологий и др. Например, если выпускник с дипломом «Управление качеством» в строительстве, кем работать ему? Это специалист в сфере управления качеством, контролирующий и анализирующий процесс строительства.

Программа обучения

Уже по перечислению профилей становится понятно, что эта специальность - техническая. Программа обучения представляет собой синтез математических, естественнонаучных и профессиональных дисциплин.

Специальность в своей основе имеет особые содержание и структуру, поскольку в годы обучения студенты приобретают знания, позволяющие работать по западноевропейским стандартам. Это:

  • ISO 9000 - стандарты менеджмента качества;
  • ISO 14000 - управление качеством окружающей среды;
  • MRPII и ERP - методология.

Помимо этого, учащиеся высшей школы, изучающие надлежащие профили, понимают методические способы и средства проверки уровня качества, исследуют нынешние графические программы, которые разработаны для облегчения процесса проектирования.

Описываемая структура обучения - это сравнительно новое и развивающееся направление. Управление качеством станет очередной сферой обучения, нацеленной на развитие экономики с необходимостью повышения уровня по отечественным и европейским стандартам.

Знания, освоенные в ходе обучения на бакалавриате, могут быть основными. Главным образом, это теоретический материал отдельных методологий. Ведется ознакомление студентов и со всевозможными системами для оценки качества созданной продукции, создания и обработки информационных комплексов. Выпускники получают умения и навыки, которые пригодятся на практике. Реальные условия деятельности создаются на занятиях и тренингах, проводящихся с целью освоения навыков, служащих базой для теоретического материала.

«Управление качеством»: кем работать

Что ж, обучение закончено. «Управление качеством» - кем работать теперь выпускнику, получившему такой диплом?

Студент, заканчивающий вуз с дипломом по этой специальности, может подумать в ходе обучения, кем работать на предприятиях, - по технологической, менеджерской или административной линии. Постепенно экс-студенты превращаются в стержневых работников предприятий, руководителей низшего и среднего уровня. С опытом выпускники вузов могут получить и высшие руководящие должности.

Где и кем работать?

Специальность «Управление качеством» - где работать? Если рассмотреть принципы поиска будущей работы, выпускнику университета по этой специальности можно предложить на выбор как негосударственные структуры, предприятия индустриального или банковского направления, так и центральные или коммунальные органы контроля индустриальной или банковской структур. Где еще можно работать по специальности «Управление качеством»? Вакантное место может найтись в государственных структурах, где идет проверка различных изделий. Работать можно и в Научно-исследовательских институтах изучения, планирования, насаждения и сопровождения комплексов автоматизации управления качеством.

А что касается специальности "Управление качеством", кем можно работать? Выпускник с таким образованием при необходимости найдет работу в области менеджмента и сможет создавать, улучшать, планировать работу нынешних комплексов менеджмента качества, решать проблемы создания изделий высокого уровня. В сферу его деятельности будет входить и консалтинг, и аудит работающих комплексов менеджмента качества. На этот период сотрудник станет наиболее полезным, а значит, и высокооплачиваемым на предприятии. В по контролю качества будет входить еще и исследование методов по подъему действенности индустрии, нацеленных на уменьшение расхода сырья и увеличение продуктивности труда.

О специальности «Управление качеством» (кем работать) отзывов мало, обо всех возможностях трудоустройства абитуриенты нередко даже не знают. Население мало осведомлено о профессии только потому, что специальность новая, специалистов на рынке труда немного.

Возможности профессиональной деятельности

Кем работать по специальности «Управление качеством»? Можно сказать, что потенциал будущей деятельности выпускника очень велик - возможна любая компания разной собственности (например, продовольственной отрасли или коммерции). Самая обычная должность вчерашнего выпускника — менеджер по качеству, на начальном этапе зарабатывающий несколько минимальных зарплат.

Где можно работать по специальности "Управление качеством" и Ведущие специалисты получают несколько больше (30-40 тысяч рублей). Другой вариант работы по профилю - фирмы, специализирующиеся на сертификации и стандартизации. Сотрудники подобных компаний обычно зарабатывают примерно 30 тысяч рублей.

В завершение необходимо отметить, что вопросы по специальности «Управление качеством» (Кем работать? Востребована ли она?) возможны только для пассивных и просто ленивых. Эта специальность в современной России достаточно востребована и актуальна.