Спбгу археология. Поступление на исторический факультет спбгу

Университетская археология: прошлое и настоящее.

Материалы Международной научной конференции, посвящённой 80-летию первой в России кафедры археологии, Санкт-Петербург, СПбГУ, 19-21 октября 2016 г.

// СПб: СПбГУ. 2017. 244 с.

Отв.ред. И.Л. Тихонов.

[ аннотация: ]

Настоящее издание содержит материалы Международной научной конференции «Университетская археология: прошлое и настоящее», посвящённой 80-летию первой в России кафедры археологии - кафедры археологии Санкт-Петербургского государственного университета, и состоит из трёх разделов. Первый посвящён различным аспектам и направлениям учебной и научной деятельности кафедры археологии и её выдающихся представителей. Второй раздел содержит материалы, связанные с различными проблемами профессиональной подготовки археологов в российских и зарубежных университетах и в историографическом, и в современном актуальном аспекте, особенно после перехода отечественного высшего образования на систему двух уровневой подготовки. Третий раздел посвящён 95-летию со дня рождения профессора А.Д. Столяра (1921-2014), возглавлявшего кафедру с 1972 по 1996 гг.

Издание предназначено для специалистов-археологов, историков, музейных работников, преподавателей и всех интересующихся отчественной археологией.

Предисловие [И.Л. Тихонов ]. - 3

Секция I. Кафедре археологии СПбГУ - 80 лет.

Захарова Е.Ю. Становление археологии в Воронежском государственном университете (1940-1950-е гг.): роль ленинградских учёных. - 8

Клейн Л.С. Об идеальной среде для преподавания археологии. - 13

Михайлова Е.Р. О топохронах, варангике и метафизике Петербурга: идеи Г.С. Лебедева в археологии Северо-Запада. - 19

Носов Е.Н. В.И. Равдоникас и его Ладожская эпопея. - 25

Платонова Н.И. Межфакультетский семинар по проблемам этногенеза и этнической истории (рук. А.С. Герд - Г.С. Лебедев): ключевые идеи и вклад в археологическую славистику. - 33

Рябцева С.С. Древняя Русь - Моравия - Дунай (одно из исследовательских направлений на кафедре археологии ЛГУ). - 41

Седых В.Н. Ярославский край эпохи средневековья в исследованиях Санкт-Петербургского университета. - 48

Тихонов И.Л. Традиции изучения и преподавания истории археологии в Санкт-Петербургском университете. - 58

Шаров О.В. М.Б. Щукин и «Готская проблема». - 69

Секция II. Археологические образование: прошлое, настоящее, будущее.

Белозёрова И.В., Кузьминых С.В. Василий Алексеевич Городцов и Институт археологии и искусствознания РАНИОН: у истоков становления московской археологической школы. - 78

Бессуднов А.Н. Проблемы и перспективы археологического образования в вузах педагогического профиля. - 88

Буровский А.М. Преподавание как источник профессионального роста. - 93

Гурьянов В.Н., Чубур А.А. Провинциальный вуз в российской археологии (на примере Брянского государственного университета). - 97

Детлова Е.В. Геро фон Мергарт и его «марбургская школа». - 103

Кайзер Э., Сафонов И.Е. Подготовка археологов по первобытной археологии в университетах Германии. - 109

Китова Л.Ю. Проблемы подготовки археологов в системе трёхуровневого высшего образования. - 116

Лимберис Н.Ю., Марченко И.И. Археология в Кубанском государственном университете. - 121

Малов Н.М. Археология в Саратовском государственном университете: 1918-1937 гг. - 127

Мельникова О.М. Кабинеты археологии в системе подготовки научных кадров в российских университетах. - 131

Плавинский Н.А. Роль сотрудников археологического музея Вильнюсского университета имени Стефана Батория межвоенного периода в изучении погребальных памятников белорусского Подвинья и Понеманья конца I - начала II тыс. н.э. - 136

Сафонов И.Е. Археология в Воронежском отделении Московского археологического института (1920-1923 гг.). - 140

Черных Е.М. Магистерская подготовка по археологии: плюсы и минусы (из опыта работы Удмуртского госуниверситета). - 145

Шмуратко Д.В. Возможность подготовки археологов в рамках ФГОС ВО «педагогическое образование»: опыт Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 151

Щавелев С.П. Археологические основы университеского «курса истории русского права» Д.Я. Самоквасова. - 158

Секция III. Памяти Абрама Давидовича Столяра.

Gjerde Jan Magne. Stone Age Rock Art in Fennoscandia - an overview. - 164

Helskog Knut. Early snowshoes in Fennoscandia. - 170

Голованова Л.В., Дороничев В.Б. Культура и общество неандертальцев: что знает об этом Homo sapiens в начале 21 века? - 179

Голованова Л.В., Дороничев В.Б. Влияние окружающей среды на человека и его культуру в среднем и позднем плейстоцене Кавказа. - 185

Дороничева Е.В., Недомолкин А.Г., Мурый А.А. Новые открытия стоянок палеолита в республике Адыгея, Северо-Западный Кавказ. - 190

Жук А.В. На пороге науки. Ленинград и археология перед юным А.Д. Столяром. - 195

Калинин В.А., Смирнов М.В. Комплексы петроглифов Фенноскандии как объекты консервации и музеефикации. - 201

Королёв А.И., Кочкина А.Ф., Сташенков Д.А. Могильник Екатериновский мыс в Среднем Поволжье - новый памятник изучения искусства эпохи энеолита. - 207

Курбатов А.В. Взгляд историка и практика археолога: преодоление ошибок в изучении средневекового кожевенного ремесла. - 212

Мартынов А.Я. Анатолий Александрович Куратов и Абрам Давидович Столяр в судьбе первобытной археологии Соловецкого архипелага. - 220

Панченко В.Б., Селин А.А., Фёдоров И.А. Каменный крест из д. Кошельково на кафедре археологии СПбГУ и проблема исследования почитаемых комплексов Северо-Запада России. - 225

Трубникова В.Б. Сяньбийский вопрос: вчера и сегодня. - 230

Тункина И.В. Памятники археологии Сибири в документах личного фонда Д.Г. Мессершмидта. - 234

Список сокращений. - 240

ГИМ - Государственный исторический музей

ДТМАО - Древности. Труды Московского археологического общества. М.

ИАЭТ -Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН

КСИА - Краткие сообщения Института археологии РАН. М.

Практически со дня его основания. По сей день факультет ежегодно выпускает квалифицированных специалистов в области истории России и мира.

Адрес факультета

Адрес Менделеевская линия, дом 5. Некоторая часть учебных курсов ведется также и в главном здании СПбГУ, расположенном на Университетской набережной, дом 7/9.

Кафедры исторического факультета СПбГУ

В структуру факультета входят следующие кафедры:

  • этнографии и антропологии;
  • источниковедения истории России;
  • истории Древней Греции и Рима;
  • русского искусства, и другие.

Большинство кафедр факультета являются выпускающими.

Программы подготовки бакалавров

Факультет истории предлагает абитуриентам следующие направления подготовки:

  • Регионоведение России.
  • История искусств.
  • История.
  • Музеология.
  • Археология и другие.

Направление подготовки бакалавров «История» включает следующие профили подготовки:

  • всеобщая история;
  • история России и другие.

К числу основных курсов, которые читаются студентам исторического факультета СПбГУ, относятся история США, история мировой культуры, история России, этнология и другие. Стоит отметить, что студенты получают доступ к комплексу музеев Петербурга, а также к их архивам. Кроме того, студенты получают шанс воспользоваться академической мобильностью и уезжают на 1 или 2 семестра на обучение в иностранные учебные заведения, являющиеся партнерами Санкт-Петербургского государственного университета. В их числе Университет Гамбурга, Латвийский университет, Тартуский университет, Университетский колледж Лондона и другие. В число преподавательского состава входят почетные профессора и доктора исторических наук в лице С. Г. Кащенко, В. Н. Барышников и другие.

На бакалавров «Археология» исторического факультета СПбГУ студенты получают знания по следующим учебным курсам:

  • Археология палеолита.
  • Охранная археология.
  • Славяно-русская археология и другие.

Преимуществом обучения на программе «Археология» на историческом факультете СПбГУ является сочетание как теоретических занятий, так и практических. Кроме того, программа разработана с учетом мнения непосредственных будущих работодателей студентов, что немаловажно. Так как студенты, выпустившись из университета, имеют возможность найти работу и построить успешную карьеру в будущем. Студенты направления «Археология» исторического факультета СПбГУ проходят производственную практику в Государственном Эрмитаже, Курском археологическом музее и др.

Направления подготовки магистров

В число магистерских программ исторического факультета СПбГУ входят:

  • Этнологическая экспертиза.
  • Музейное кураторство.
  • Становление современной западной цивилизации и другие.

В число основных учебных курсов направления «Становление современной западной цивилизации» входят античное и средневековое наследие в Санкт-Петербурге, формирование европейской идентичности и другие. Для поступления на магистерскую программу абитуриентам требуется успешно пройти конкурс документов.

Проходные баллы

Для того чтобы успешно поступить на бакалаврские программы факультета, необходимо преодолеть проходной балл, складывающийся в рамках конкурса поданных заявлений.

Проходной балл на исторический факультет СПбГУ в рамках направления подготовки бакалавров «Музеология» в 2017 году составлял значение 258. Иными словами, на бюджетные места прошли те студенты, которые по сумме трех государственных экзаменов набрали большее количество. Для поступления на платное место в 2017 году хватило 219 баллов. При этом в 2018 году бюджетных мест выделено 12, мест с оплатой обучения 13. Стоимость обучения на данном направлении подготовки бакалавров составляет 200 000 рублей в год.

Чтобы поступить на направление подготовки бакалавров «История искусств» в 2017 году, абитуриенту следовало преодолеть порог в 265 баллов. Для поступления на платное место требовалось чуть меньше баллов, а именно 205. Конкурс на бюджетное место составлял более 25 человек. В 2018 году мест за счет федерального бюджета выделено 10, мест за счет собственной оплаты студента 15. Стоимость обучения в год составляет 195 000 рублей.

Чтобы успешно поступить на направление «История» в 2017 году, абитуриенту необходимо было преодолеть порог в 266 баллов. Для поступления на контрактное место требовалось 208 баллов. Конкурс на 1 бюджетное место составлял более 10 человек. В 2018 году мест за счет федерального бюджета выделено 70, мест за счет собственной оплаты студента всего 30. Стоимость обучения в год составляет 201 000 рублей.

В целом, для поступления на бюджетные места исторического факультета СПбГУ необходимо сдать ЕГЭ более чем на 85 баллов по каждому предмету. Для поступления на платное место достаточно преодолеть порог в 70 баллов по каждому предмету. Стоимость обучения средняя среди всех факультетов СПбГУ.

Археологический кружок (впоследствии – сектор археологии) был организован в Ленинградском Дворце пионеров в 1970 г.

В течение года учащиеся проходят теоретическую и практическую подготовку к летним экспедициям, ходят на специализированные экскурсии, встречаются с учеными. Комплексная программа включает курсы по археологии, этнографии, востоковедению и вспомогательным историческим дисциплинам. Учащиеся имеют возможность составить индивидуальный образовательный маршрут.

В летний период подростки 14-17 лет работают в настоящих археологических экспедициях, организованных научными учреждениями города и страны. Старшеклассники участвуют в региональных и всероссийских конференциях и краеведческих чтениях, где неоднократно награждались дипломами.

Многие учащиеся после окончания обучения в коллективе выбирают археологию, востоковедение и другие смежные дисциплины в качестве профессий.

Наши выпускники в настоящий момент работают в крупнейших научных учреждениях: Эрмитаже, Институте истории материальной культуры, Кунсткамере и других. Они возглавляют научные экспедиции на Северо-Западе России, Крыму, Сибири, Средней Азии. Многие выпускники получили учёные степени, являются авторами научных монографий.

В коллектив принимаются школьники 2-11 класса.

Комплексная программа по археологии и востоковеднию:
Для учащихся 7-11 классов

  • Основы археологии
  • Полевая археология и реконструкция
  • Древнерусская археология
  • История и культура Византии
  • Эпоха викингов в Восточной Европе
  • Археология Сибири
  • Археология и культура Востока. Дальний Восток
  • Археология и культура Востока. Ближний Восток
  • Ремесло историка

Программы по этнографии:
Для учащихся 6-7 классов

  • Основы этнографии и музееведения. Занимательное страноведение
  • Страноведение: Европа

Программы подготовительного цикла:
Для учащихся 2-6 классов:

  • Как стать археологом (2-3 класс)
  • Загадки древних вещей (3 класс)
  • Археостудия. Мифы, сказки, легенды народов мира (4-5 класс)
  • Археология Мечты. Великие цивилизации древности (5-6 класс)

Руководство

Тамара Александровна Жеглова – руководитель сектора археологии

Педагоги

  • Апатина Татьяна Владимировна – программы: «Основы этнографии и музееведения. Занимательное страноведение», «Страноведение: Европа»
  • Гусенцова Татьяна Матвеевна, кандидат исторических наук – программа «Полевая археология и реконструкция»
  • Жеглова Тамара Александровна – программы: «Древнерусская археология», «Основы археологии», «Эпоха Викингов в Восточной Европе», «История и культура Византии»
  • Кузнецова Татьяна Романовна – программа «Археология и культура Востока. Ближний Восток»
  • Лурье Вера Михайловна – программа «Основы Археологии»
  • Новоселова Надежда Юрьевна – программы: «Загадки древних вещей», «Как стать археологом», «Археология мечты. Великие цивилизации древности»
  • Сиротова Любовь Валериевна – программы: «Археология мечты. Великие цивилизации древности», «Археостудия. Мифы, сказки, легенды народов мира», «Как стать археологом»
  • Трубникова Варвара Борисовна – программы «Археология и культура Востока. Дальний Восток», «Археология Сибири»
  • Травкин Сергей Николаевич, кандидат исторических наук – программа «Ремесло историка»