С елкой ты знакомился еще малышом автор. Русский язык

Учитель :Силаева Елена Анатольевна.
Обучение учащихся проводится на основе программы учебных предметов четвертого класса четырёхлетней начальной школы: Проект «Начальная школа 21 века» (руководитель проекта профессор Н.Ф. Виноградова). Учебник "Русский язык" ч.1, ч.2 Автор С.В. Иванов и др. Рабочие тетради №1, №2, тетрадь "Учись писать без ошибок".

Ребята! Предлагаю вам повторить пройденный материал с помощью тестов.

Для тех, кто хочет знать все правила по русскому языку и уметь правильно выполнять все разборы предлагаю памятку "Я знаю и умею"

Уважаемые родители! Познакомьтесь, пожалуйста, с требованиями к уровню подготовки выпускника начальной школы , которые предъявляются в рамках программы «Русский язык» (авторы — Л.Е. Журова (1 класс), С.В. Иванов (2-4 классы)).Требования даются по блокам, которые соответствуют целям обучения русскому языку.

Хотите проверить что забыли за лето? Проанализируйте входные контрольные работы

Примерные задания по итогам 1 четверти

Диктант Снежинки

Они родились коротким осенним днём. На земле было пасмурно и скучно. Медленно плыла туча. Закружились в воздухе снежинки. В вихре танца они вспыхивали удивительными огоньками. Снежинки пролетали над рощей, полем, деревней. Где остановиться на ночлег? На крыше одинокой избушки было пусто. Снежные красавицы решили здесь сделать остановку. Они украсили дорожку к речке, верхушку старой ели. Пушистым ковром легли на луг. Утром на снежной поверхности появились первые следы зверей и птиц.
Слова для справок: медленно, остановиться, здесь.
Грамматические задания
1. В последнем предложении подчеркнуть главные члены предложения.
2. Указать падежи всех имен существительных в десятом предложении. (Они украсили дорожку...)

3. Слова: снежинки, огоньками, осенним разобрать по составу.

4. Слово скучно, одинокой, появились сделать фонетический анализ.

Сделать морфологический анализ слов: туча (3 предложение), к речке (10 предложение).

Диктант - Вариант 2 Клесты

В зимнюю стужу в ельнике стоит тишина. От лютого холода попряталось всё живое.
Вдруг появилась целая стайка северных гостей. С шумом пронеслись клесты над тихой поляной. Птицы облепили вершину мохнатой ели. На самой верхушке висели гроздья шишек. Цепкими когтями птицы стали таскать вкусные семена.
Между сучьев старой ели спрятаны их жилища. Там уже вывелись птенцы. Заботливые мамы кормят их еловой кашей.
Почему клесты зимуют в наших краях? У нас им теплее, чем на далёком Севере.
Грамматические задания
1. В четвёртом предложении подчеркнуть главные члены предложения.
2. Указать падежи всех имен существительных в пятом предложении. (Птицы облепили...)

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

ЕЛКА С елкой ты знакомился еще малышом. Запах ее хвои был запахом праздника. Под Новый год ее принесли в ваш дом. Но ты не расстался с ней и в школьные годы. Она была с тобой когда ты читал книжки писал в тетрадке слушал на школьном утреннике скрипку или рояль. Без елки не обойтись при изготовлении бумаги музыкальных инструментов. Это поющее дерево, ее слоистая древесина способна усилить звук. (Из книги «Круглый год»)

Задание: поставить пропущенные знаки препинания.

Уважаемые родители! Ребята!

Обратите внимание на предложенные задания: разберите их, повторите изученные темы и подготовьтесь к предстоящим контрольным работам по русскому языку .

Тренировочные упражнени я

1. Раздели слова на слоги. Теремок, ягода, мельник, читать, стриж .

2. Выбери и запиши слова, в которых рядом находятся звонкий и глухой согласные звуки. Место, плавучий, ускакать, дочка, болтун, лилия, детвора.

3. Сделай фонетический разбор слова клоун .

4. Выпиши слова с одинаковыми приставками. Добрый, добежать, дорасти, доска, добраться, домик, доучить .

5. Разбери по составу слово пылинка.

6. (дополнительное). Найди в тексте слово, в котором четыре слога, ударение падает на третий слог, все согласные звуки в слове звонкие и твердые. Ручей вывел меня из леса. Слева тянулся лужок, справа к ручью спускались огороды. Я шел по лугу, отыскивая переправу. Пора было устраиваться на ночлег. Вот мостик с берега на берег.

Примеры тестовых заданий

1.Отметь «х» все слова с ударным звуком [а]. поля песенка половина ссора белизна

2.Отметь «х» все слова, которые неправильно разделены на слоги. я-ма ра-ке-та ли-лия гво-здь ма-й-ка

3.Отметь «х» все слова, которые начинаются с твердого непарного звука. лапа час щавель жаба шар

4.Отметь «х» все слова, которые заканчиваются на один и тот же звук. гость грусть весь вес гвоздь

5.Отметь «х» все глухие согласные звуки. 1. [г], 2. [п], 3. [ф], 4. [н], 5. [ш].

6.Отметь «х» все гласные звуки. 1. [у], 2. [и"], 3. [л], 4. [а], 5. [ы].

7.Отметь «х» все слова, состоящие из трех слогов. синички майка пальто портфель яблоня

8. Отметь «х» правильную транскрипцию слова зреют. [зр"й"эют] [зр"ей"ут] [зр"й"эй"ут] [зр"эй"ут] [зр"эют]

9. Отметь «х» все слова, однокоренные слову угроза . грозовой угрожать грозить грозный угрозы

10. Отметь «х» все слова с приставкой на-. насекомое нарисовать накрошить надумать надломить

11. Отметь «х» все слова с суффиксом -ок-. теремок рынок лесок урок сыно к

12. Отметь «х» все слова с нулевым окончанием. зимний сторож голос радостъ метро

1. Отметь «х» все слова, которые неправильно разделены на слоги для переноса. 1. охот-ник 3. мел-ьник 5. вью-га 2. кра-йний 4. ре-льс

2. Отметь «х» все слова, которые нельзя переносить. 1. змейка 3. рост 5. яма 2. въезд 4. рамка

3. Отметь «х» все слова, в которых пропущена буква и. 1. ёж..к 3. ш..ло 5. д.мок 2. срок 4. ж..рный

4. Отметь «х» все слова, в которых пропущена буква а. 1 . кл..кса 3. м..ч 5. ч.шка 2. щ..вель 4. крич..ть

5. Отметь «х» все слова, в которых пропущена буква о. 1. б..р..да 3. дождливый 5. п..левой 2. под..рит 4. ч..совой

6.Отметь «х» все слова, в которых безударную гласную в корне можно проверить. 1. рисунок 3. ягода 5. ковер 2. травинка 4. садовник

7. Отметь «х» все слова, которые являются проверочными к слову лентяй. 1. лениться 3. ленимся 5. лень 2. лента 4. ленивый

8. Отметь «х» все слова, которые являются проверочными к слову низкий. 1. низко 3. низок 5. низ 2. низенький 4. внизу

9. Отметь «х» все слова, в которых пропущена буква з. 1. скользкий 3. бли.кий 5. кра..ка 2. поло.ка 4. ска.ка

10. Отметь «х» слово, в котором допущена ошибка. 1. резкий 3. перевязка 5. тетрадка 2. посадка 4. замаска

11. Отметь «х» все слова, в которых пропущена буква т. 1. вкусный 3. опасный 5. сладосный 2. власный 4. корыспый

12. Отметь «х» все слова, в которых на конце пишется буква д. 1. компо (т) 3. комо(т) 5. горо(т) 1. са(т) 4. кро(т)

13. Отметь «х» слово с ошибкой. /. ненастье 3. окрестный 5. звездный 2. грустный 4. наезник

14. Отметь «х» все проверочные слова к слову местный. 1. мести 3. место 5. местечко 2.местность 4. месть

Работа с текстом

1.Найди в тексте и подчеркни вопросительное невосклицательное предложение. Бурундук сидел на задних лапах и что-то быстро-быстро жевал. Что же он мог есть? Ведь ничего съедобного вокруг не видно?! Бурундук кончил жевать и притянул передними лапами в рот цветок медуницы. Так вот он чем лакомится! Ешь, бурундучок, ешь, набирайся сил после долгой зимы!

2. Запиши номер характеристики предложения по интонации и цели высказывания, которую предложение иметь не может.

1) Повествовательное невосклицательное. 2) Вопросительное невосклицательное. 3) Повествовательное вопросительное.

3. Запиши предложение, в котором подлежащее находится перед сказуемым. Отметь в этом предложении грамматическую основу. Шел я по заросшей вырубке. Солнце поднимается быстро. В лесу появились первые проталины.

4. Охарактеризуй 2-й звук в слове дверь,4-й звук в слове краб,2-й в слове пою, 3-й звук в слове крюк. _____________________________________________________________________________

6 (дополнительное). Из данных слов составь и запиши повествовательное невосклицательное распространенное предложение. Отметь в нем грамматическую основу. Кусты, раздался, посвист, за, рябчик. ________________________________________________________________________

Грамматические задания

Запиши слова, заменяя звуковую запись буквенной, в два столбика: 1) слова с гласной а в приставке; 2) слова с гласной о в приставке.

Отметь в словах приставки. [ат]ъехать, [на]ступить, [аб]лететь, [аб]ъяснение, [над]-резать, [да]писатъ, [за]вести, [па]лить, [за]вернуть, [на]помншпь.

Составь и запиши 10 слов с приставками без-, бес-, из-, ис-, раз-, рас-.

Отметь приставки в словах. -ветренный, -винить, -пустить, -шумный, -полезный, -править, -глядеть, -пугать, -толковый, -гладить.

Наша елка

З. Петрова

Наша елка велика,
Наша елка высока.
Выше папы, выше мамы -
Достает до потолка.

Как блестит ее наряд,
Как фонарики горят,
Наша Елка с Новым Годом
Поздравляет всех ребят.

Будем весело плясать,
Будем песни распевать,
Чтобы елка захотела
В гости к нам прийти опять!

Непогода в новый год

Дед Мороз проспал в постели,
Встал сосульками звеня,
Где вы вьюги, где метели,
Что не будите меня?
Непорядок во дворе,
Грязь и лужи в декабре.

Жду Деда Мороза

Здравствуй, дедушка Мороз!
Ты подарки нам принес?
Я тебя так долго жду
Никуда не выхожу.

Папины глаза

К нам на елку ой-ой-ой
Дед Мороз пришел живой.
Борода-то, борода!
А на шапке-то звезда!
На носу царапина,
А глаза-то папины!

С прогулки

С. Соложенкина

Потоптались на крылечке,
прогулялись в сад и к речке,
а потом — пришли назад...
Сохнут валенки на печке,
Валенки рядом с кошкою лежат.

Кошка в них погреет лапки,
Кошка в них погреет нос
И задремлет сладко-сладко...
Все в порядке? Все в порядке!
И пускай трещит мороз!

Зима началась

М. Бородицкая

Мороз-Мороз-Морозко
Зовет на зимний пир!
Мы скачем у киоска
И дуем на пломбир.

А на рябине снова
Толпятся снегири:
- Мне ягодно-фруктовое!
- Мне порцию!
- Мне три!

Зайка-франтик

Зайка умывается
На елку собирается
Вымыл носик
Вымыл хвостик
Вымыл ухо
Вытер сухо
Надел бантик
Стал он франтик.

Счастливый новый год

И. Токмакова

На свете так бывает,
Что только раз в году
На елке зажигают
Прекрасную звезду.
Звезда горит, не тает,
Блестит прекрасный лед.
И сразу наступает
Счастливый Новый год!

Все расскажем маме

Ёлку мы убрали сами,
Звёздочки повесили.
Мы придём, расскажем маме,
Как нам было весело.

Скоро, скоро Новый год!

Скоро, скоро Новый год!
Скоро Дед Мороз придёт.
За плечами ёлочка,
Пушистые иголочки.
Он подарки нам разносит
И стихи читать нас просит.

Здравствуй, Дедушка Мороз!

Наши окна кистью белой
Дед Мороз разрисовал,
Снегом полюшко одел он,
Снегом садик закидал.

Разве к снегу не привыкнешь?
Разве в шубу спрячешь нос?
Мы как выйдем, мы как крикнем:
"Здравствуй, Дедушка Мороз!"

Новый год стучится в двери

Скоро, скоро Новый год!
Он торопится, идет!
Постучится в двери к нам
- Дети, здравствуйте, я к вам!

Праздник мы встречаем, ёлку наряжаем,
Вешаем игрушки, шарики, хлопушки.

Скоро дед Мороз придет,
Всем подарки принесет:
Яблоки, конфеты...
Дед Мороз, ну где ты?


Перед праздником

Зима, зима
Для зелёной ёлки,
Платье белое сама
Сшила без иголки.

Отряхнула белый снег,
Ёлочка с поклоном.
И стоит красивей всех,
В платьице зелёном.

Ей зелёный цвет к лицу,
Елка знает это.
Как она под Новый год
Хорошо одета!

"Неспешною походкой..."

Неспешною походкой
Пришла зима. Снежок…
Окно с утра откроешь
На улице свежо.

И в этот свежий воздух,
Пушистый, мягкий снег
Я влюблена серьезно
Его милее нет.

Красиво на Гавайях:
Там пальмы и песок
А мне милее белый,
Холодненький снежок.

Новый Год – особенный праздник. Самый семейный и самый добрый. Именно поэтому хочется, чтобы малыш с самого начала своей жизни узнал об этом замечательном празднике. Даже если малыш не понимает сути этого большого праздника, взрослые готовят малышу подарки. Родители стремятся преподнести своему крохе яркие игрушки, другие родственники могут подарить и что-то более прагматичное - например, теплое одеяло или автомобильное кресло.

Главным атрибутом Нового Года считается нарядная ёлка. Для маленького ребёнка любой предмет обихода может стать источником опасности. Что уж говорить о ёлке, которая мало того что в иголках, так ещё и наряжена красивыми яркими шарами, которые легко лопаются на мелкие части. Ребёнок может и поцарапаться об иголки, и съесть кусочек разбитого новогоднего шара. Поэтому вопрос: «Ставить или не ставить ёлку?» стоит перед родителями очень остро.

По мнению педиатров, ставить ёлку для ребёнка, которому или ещё не исполнился год, или вот-вот исполнится, безусловно, нужно. Нельзя только в том случае, когда у малыша проявится аллергия на хвою. Но кроме как опытным путём этого не узнаешь. Главное, продумать, каким образом поставить ёлку, чтобы малыш не причинил себе вред. Ставить ёлку следует так высоко, чтобы ребёнок до неё не дотянулся. Если вы достаточно обезопасите малыша и ёлку друг от друга, то и украшать её вы сможете по своему вкусу, не беспокоясь, сможет ли ребёнок попробовать игрушки на вкус или нет. Хотя предпочтение лучше отдать пластиковым елочным игрушкам – в отличие от хрупких стеклянных шаров, даже разбившись, они не разлетаются на мелкие осколки. Свечки вешать на ёлку не рекомендуется. Открытый огонь вообще очень опасен, тем более, когда в доме маленький ребёнок.

Для годовалого малыша ёлка – настоящее чудо. Шары блестят, мишура переливается от каждого дуновения воздуха, гирлянда мигает, звезда горит. Этот новый предмет интерьера сможет стать настоящим учебником для малыша. На ней сосредоточено большое количество разнообразных новых вещей, которых малыш ещё не видел. Таким образом, он узнает новые слова и новые понятия:

  • Ёлочка пахнет, и её иголки колются.
  • Гирлянда горит, когда вставлена в розетку, это электричество.
  • Шары блестят, они красивые, но хрупкие, трогать их нельзя.
  • Мишура переливается, она лёгкая и красивая, легко рвётся.
Под присмотром взрослого ребёнок сможет ознакомиться со всем этим богатством, ведь сам он не сможет достать до ёлки.

Такое яркое событие, как новогодняя ёлка, способствует огромному скачку в развитии речевого аппарата у малыша, а также интеллекта и восприятия окружающего мира. Чтобы малыш всё запомнил как можно лучше, можно рассказывать ему про ёлочку и ёлочные украшения в стихах. Небольшие четверостишья легко выучить родителям, и они легко запоминаются малышам.

Четверостишия про Новый год для малышей

Дед Мороз, красный нос.
Голубая шапка.
Что ты нам в мешке принес?
Там наверно сладко.

Наша елка высока
выше папы,
выше мамы -
достает до потолка.

Стоит она пушистая,
От снега серебристая!
Красивые иголки
У новогодней ёлки.

Дети водят xopoвод,
Хлопают в ладоши.
Здравствуй, здравствуй.Новый год!
Ты такой xopoший!

Знакомимся с елкой

Рассказывать про ёлку стоит, как только вы принесли её в дом. Покажите, какая ёлка в разобранном виде. Поведайте крохе, что вы будете её ставить в ведро с песком или специальную подставку. Подведите ребёнка к ёлке, покажите её поближе. Дотроньтесь рукой до иголочек, а потом предложите сделать то же самое малышу. Обратите внимание ребёнка на волшебный аромат хвои. Лучшим вариантом знакомства ребёнка с ёлкой будет поехать вместе с ним в лес, посмотреть, как растут ёлочки, или на ёлочный базар. Если же у вас нет автомобиля, в помощь вам будут детские книжки про ёлки и зверей, которых у вашего малыша наверняка большое количество. Вы можете показать ёлочку на картинке и вживую, формируя соотношение нарисованного и настоящего предмета. Это помогает в развитии речи, памяти и воображения.

Впечатления малыша очень яркие, поэтому имеет смысл рассказывать малышу о ёлке несколько раз. Что-то запомнится с первого раза, что-то впоследствии. Каждый раз малыш будет узнавать для себя что-то новое.

Русский язык

Предлагаемые контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам на конец года.

4-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить, как учащиеся усвоили темы «Однородные члены предложения», «Безударные окончания существительных I склонения».

Объем текста: 60–65 слов.

ЧУДЕСНАЯ ПОРА ОСЕНИ

Летели и летели осенние листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заиграл рожок. Это пастух соби рал стадо.
Я выхожу из дома, беру весла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Удивительная тишь кругом. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды. Стояла чудесная пора осени.

Меня встретил холодный сухой лес. Я потянулся к опушкам, к просторным голубым небесам. В корзине лежали корешки, яркая рубиновая гроздь калины.
Я переходил от тропинки к тропинке и насторожился. Около одной из тропинок пробился маленький крепкий боровичок. Рядом сидел увесистый боровик. Вот удача!
Послышался шум. Это был зверек с полосками на спине. По дороге домой я оставлял то грибок, то кусочки хлеба.
Зверькам при годится !

(По В. Коржикову )

Бабуля каждый день водила меня в лес. Там мы собирали лекарственные травы, ягоды, грибы и орехи. Раз мы вышли на большую поляну и сели отдохнуть. Я зашел за деревья. Из чащи показалась серая собака. Мне хотелось подбежать к собаке и погладить ее. Собака изогнулась, посмотрела на меня зеленым взглядом холодных глаз. Я свистнул. Она дико бросилась в кусты. Это оказался волк. Хорошо, что летом волки смирны.

(По А.М. Горькому )

Летом я отдыхал в деревне Озерки. Она раскинулась на берегу Днепра. Я любил лежать на мягком песке и смотреть на волны.
Раз старший брат Иван взял меня на рыбалку. Чуть свет мы подъехали к реке. На берегу горели костры. Съезжались рыбаки. Мы разложили вещи, поставили палатки. Все ждали рассвета. Тишина. Ночь стояла теплая. Я проверил удочки, наживку. Должен быть хороший улов.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

С елкой ты знакомился еще малышом. Запах ее хвои был запахом праздника. Под Новый год ее принесли в ваш дом. Но ты не расстался с ней и в школьные годы. Она была с тобой когда ты читал книжки писал в тетрадке слушал на школьном утреннике скрипку или рояль. Без елки не обойтись при изготовлении бумаги музыкальных инструментов. Это поющее дерево, ее слоистая древесина способна усилить звук.

(Из книги «Круглый год» )

Задание:

ЧТОБЫ КРЕПКО СТОЯТЬ

Стоял теплый осенний день.
Нашел я в канаве дубочек. Это был маленький кривой прутик с двумя листочками. Его могли затоптать прохожие или коза Матрена съела бы. Я решил пересадить дубок и взял лопату. Много земли откопал. А корень в глубине сидит не показывается. Устал, лопата сделалась тяжелой. Конца корня не видать. Где же он.
Зачем такому махонькому дубочку такой длинный корень.
Чтобы стоять крепко!

(По Э. Шиму )

Задание: поставить пропущенные знаки препинания.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

1. Изложение.

РЫБКИ В КЛЕТКЕ

Однажды я заметил на дне реки железную клетку. В клетке были рыбки. Я схватил клетку и выдернул из воды.
Кто их запер и зачем опустил на дно? Ершей я вынул и выпустил в воду, а клетку забрал в деревню. В деревне оказался хозяин. Это он потерял ее в прошлом году. Наловил ершей, посадил в клетку, привязал за бечевку и спустил за борт лодки. Перетерлась бечевка, и садок с рыбками утонул.
Так и просидели ерши в клетке под водой целый год. Вот чудеса!

(По Н. Сладкову )

Слова для справок:

    I часть: замети л.

    II часть: запе р, бе че вка.

2. Изложение.

СПАСЕНИЕ РЫБАКОВ

Рыболовное судно застиг жестокий шторм. Четыре дня носилось оно в бушующем море без пищи и воды. Машины заглохли.
Военному кораблю было приказано разыскать судно и оказать помощь. Огромные волны бросали корабль из стороны в сторону. Трудно было в такую погоду обнаружить рыболовное судно. Однако корабль разыскал их.
В течение семи часов он пытался взять на буксир судно. Наступала ночь. Шторм усиливался. Шли долгие часы. Моряки корабля боролись со стихией. Наконец все рыбаки были спасены.

3. Вспомни, какие ты знаешь предложения по цели высказывания.

Запиши их (записать предложения с соответствующими знаками препинания).