Политический режим как элемент формы государства. Формы государства: правление, государственное устройство, политический режим

43. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

Формы государства – способы организации государственной власти. Форма государства включает в себя: форму правления, территориальное устройство и политический режим.

Форма правления – способ организации высшей власти, структура высших органов в государстве и разделение властей между ними. Формы правления:

монархия (от греч. единовластие) – форма правления, при которой власть находится у одного лица (монарха) и наследуется по закону о престолонаследии. Различают четыре вида монархии: абсолютная (ничем не ограниченная власть монарха); конституционная (власть, ограниченная конституцией); дуалистическая (законодательная власть делится между монархом и парламентом); парламентская (власть монарха минимальна, законы издает парламент, исполняет их правительство). Примеры: абсолютная монархия существует в Омане. Саудовской Аравии; дуалистическая – в Иордании и Кувейте; парламентская – в Англии, Японии, Испании;

республика (от лат. власть народа) – форма правления, при которой государственная власть находится в руках народа и передается выборным путем. Виды республик: президентская, парламентская и смешанная. Президентская – власть находится в руках президента, как, например, в США. Италии, Германии. В парламентской республике во главе государства находится президент (или канцлер), который делит власть с правительством, как, например, во Франции и России. При смешанной форме правления совмещаются признаки президентской и парламентской республик.

Территориальное устройство – внутренняя структура государства, его деление на части, а также взаимоотношения между государством и его частями. Выделяют три формы территориального устройства:

унитарное государство – простое объединение с централизованной территорией и единым центром управления. Пример: Германия, Франция, Чехия;

федерация – союз государств (субъектов федерации). Субъекты федерации самостоятельны, но подотчетны центру. Примером такого объединения является Российская Федерация. Виды федераций: национальная, территориальная, смешанная. Национальная – каждая нация выделяется в отдельный субъект федерации. Территориальная – деление на особые территории. Смешанная – на территории республик и краев может проживать несколько наций и народностей;

конфедерация – постоянный союз свободных государств, созданный для достижения общих целей (внешней политики, торговли). Государства-участники имеют собственную территорию, население, внутреннюю политику, законы.

Политический режим – совокупность методов и средств осуществления государственной власти.

Типы политического режима: демократический – права граждан являются наивысшей ценностью, существует выборность власти, свобода слова и рыночная экономика; антидемократический – права и свободы не являются высшей ценностью, власть не выборная, нет свободы слова, командно-административная экономика.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЛ) автора БСЭ

Из книги Преступники и преступления. Законы преступного мира. 100 дней в СИЗО автора Маруга Валерий Михайлович

ПОЛИТИЧЕСКИЙ Коверчук Иван Федорович попал в следственный изолятор в свои пятьдесят девять лет. До этого тянулась его длинная и сложная жизнь, довольно типичная для здешних мест.Еще подростком он привлекался к уголовной ответственности за участие в бандах ультраправых

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Флюгер (политический) Выражение стало популярным в русской общественно-политической лексике во многом благодаря известному четверостишию Алексея Константиновича Толстого (1817-1875), которое он написал как вольное переложение стихов немецкого поэта Генриха

Из книги Политология: хрестоматия автора Исаев Борис Акимович

Раздел IX Политический режим Настоящий раздел хрестоматии посвящен анализу политических режимов. В него вошли произведения политологов, посвященные тоталитарному, авторитарному, демократическому и гибридным режимам. Анализ тоталитарных режимов представлен в работах

Из книги Политика автора Джойс Питер

Политический спектр Концепция политического спектра используется для классификации различных политических идеологий относительно друг друга с возможностью выявления существующих между ними сходств и различий.Политические идеологии в целом подразделяются на три

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Основы социологии и политологии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Политология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

47. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ Исторически объективная взаимосвязь политической системы и гражданского общества находит свое конкретное выражение в политическом режиме. Политический режим – совокупность способов и методов действия политической сферы общества. Он

Из книги Теория государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

19. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ Общие принципы демократического политического режима: 1. Признание народа источником власти в суверенном государстве. Народный суверенитет состоит в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в

Из книги Энциклопедия юриста автора

20. АВТОРИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ Авторитаризм – это такая установленная или навязанная форма политического режима, которая концентрирует власть в руках одного человека или в одном органе власти, в результате чего снижается роль других органов и ветвей власти и,

Из книги История государства и права России автора Пашкевич Дмитрий

16. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА Государственный орган – это структурно обособленное звено государственного аппарата, обладающее следующими основными признаками:1) осуществляет от имени государства его задачи и функции;2) обладает

Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна

21. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ Политический режим – это совокупность способов и методов фактического осуществления гос власти.Демократия – это такой режим, который обеспечивает широкое участие населения в управлении делами общества и государства. Демократия невозможна без

Из книги автора

Политический режим ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ - в науке конституционного права понятие. обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществления политической власти в обществе. Характер П.р. никогда прямо не указывается в конституциях государств (не считая весьма

Из книги автора

1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России. Периодизация отечественной истории государства и права История государства и права России изучаетполитические и правовые институты, существовавшие в процессе исторического развития Российского

Из книги автора

2. Возникновение государства у восточных славян. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства Сведения о прославянах (предках славян) упоминаются в археологических источниках на протяжении двух тысячелетий. Со временем они

Из книги автора

5.7. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности Предпринимательское право – отрасль российского права, которая представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними

Форма государственного устройства - это внутреннее строе­ние государства, административно-территориальная организация го­сударственной власти, определяющая характер взаимоотношений между составными частями государства, между центральными и местными органами власти.

Форма государственного устройства тесно связана с террито­риальным признаком государства. Она дает возможность понять, из каких территориальных единиц состоит государство, каков ил правовой статус и взаимоотношения между собой и центральны­ми органами государственной власти.

Существуют три формы государственною устройства - уни­тарная, федеративная и конфедеративная.

Унитарное государство - это целостное государство, админи­стративно-территориальные единицы которого не обладают при­знаками суверенитета.

Признаками унитарного государства служат:

1) единая система законодательства. Части государства не име­ют права издавать свои законы;

2) единая система органов власти. Высшие органы государствен­ной власти осуществляют непосредственное руководство местны­ми органами;

3) единая денежная единица;

4) единая финансовая, налоговая, кредитная система;

5) единое гражданство;

6) единые вооруженные силы;

7) единые атрибуты государства (флаг, герб, гимн);

8) составные части государства не обладают признаками суве­ренитета, т.е. не являются государственными образованиями и не могут проводить самостоятельную политику.

Большинство современных государств - унитарные. Унитар­ная форма государственного устройства сохраняет государственное единство и обеспечивает эффективность управления. Как пра­вило, унитарные государства - небольшие по территории и име­ют однонациональный состав (Франция, Япония, Швеция, Эс­тония и др.)- Однако есть унитарные государства с многонацио­нальным составом населения (Афганистан, Пакистан, Турция, Китай и др.), а некоторые из них, как, например, Китай, пред­ставляют собой крупные территориальные образования.

Федеративное государство - это сложное союзное государство, составные части которого представляют собой государственные об­разования и обладают признаками суверенитета.

Отличительными признаками федерации служат:

1) двойная система законодательства. Составные части госу­дарства (субъекты федерации) имеют право издавать свои зако­ны, которые не должны противоречить федеральному законода­тельству;

2) двойная система органов власти, состоящая из центральных
федеральных органов государственной власти и органов государ­ственной власти субъектов федерации;

3) единая денежная единица;

4)двухканальная финансовая и налоговая система. Субъекты
федерации имеют право формировать свой бюджет и собирать
налоги, которые не должны противоречить федеральной налого­вой политике;

5) двойное гражданство. Наряду с федеральным гражданством
существует гражданство субъекта федерации, которое, однако, имеет значение только внутри страны;

6) единые вооруженные силы;

7) субъекты федерации могут учреждать свои атрибуты государ­ственной власти, которые существуют наряду с федеральными;

8) основные ограничения суверенитета субъектов федерации - это запрет па осуществление внешнеполитической деятельности и запрет на выход из состава федерации.

Различают территориальные и национальные федерации. При формировании территориальных федерации учитываются плотность населения, рельеф местности, другие территориально-экономи­ческие признаки. Субъекты территориальной федерации имеют зна­чительные ограничения в своих полномочиях (США. Мексика, ФРГ). В национальных федерациях принципом территориального деления служит национальный состав населения данного региона. Нацио­нальные федерации строятся на основе добровольного объедине­ния субъектов, что обеспечивает национальный суверенитет и право наций на самоопределение (Югославия).

Россия имеет смешанное территориальное устройство, сочета­ющее в себе черты и территориальной, и национальной федера­ции. Национальные государственные образования в составе Рос­сийской Федерации представляют республики, территориальными - области, края, города федерального значения. Особый ста­тус имеют автономии - автономные округа и автономная области. Смешанный характер территориального устройства России требует гибкой и продуманной политики со стороны высших федеральных органов власти.

Конфедерация - это государственно-правовой союз суверенных государств, созданный для достижения определенных целей.Конфедерация сочетает в себе признаки международно-правовой и внутригосударственной организации. Государства, входящие в конфедерацию, сохраняют суверенитет во внутренней и внеш­ней политике. Целями объединения служат в основном внешнеполитические проблемы (оборона, внешняя торговля, таможен­ная политика и т.д.).

Конфедерации характеризуются следующими признаками:

1) конфедерация не имеет единой системы законодательства.
В государствах, входящих в конфедерацию, действуют свои зако­ны. Отношения между членами конфедерации регулируются на основе договоров;

2) в конфедерации нет единой системы органов власти. Каж­дое государство в составе конфедерации имеет свой государствен­ный механизм. Тем не менее, создаются общие конфедеративные органы, координирующие решение общих проблем;

3) конфедерация, как правило, не имеет своей денежной еди­ницы, однако пример объединенной Европы показывает, что может быть создана единая денежная система с обшей валютой;

4) финансовая и налоговая системы сохраняют специфику в
каждой отдельной стране, тем не менее, создается общий денеж­ным фонд для финансирования мероприятий, связанных с достижением целей конфедерации;

5) отсутствует гражданство конфедерации, но может быть упрощено перемещение граждан одного государства, входящего в состав конфедерации, па территорию другого;

6) каждое государство сохраняет свои вооруженные силы. Если конфедерация создается для достижения военных целей, то во­оруженные силы государств - членов конфедерации объединяют­ся иол единым командованием;

7) государства, входящие в конфедерацию, остаются суверен­ными субъектами международных отношений. Они вправе не признавать акты, принимаемые конфедеративными органами. Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из состава конфедерации;

8) конфедерации имеют нестойкий характер. По достижении поставленных целей они либо распадаются, либо преобразуются в федерацию.

Большинство конфедераций существовало в XVIII -XIX вв. Это, например, Нидерланды, США, Швейцарский союз, Германский союз и др. На их основе были созданы единые государ­ства. В XX в, конфедерациями были объединение советских респуб­лик во время гражданской войны в России, а в середине века - Объединенная Арабская Республика (Египет и Сирия) и Сенегамбия (Сенегал и Гамбия). Последние две просуществовали не­долго и распались. В настоящее время признаками конфедерации обладают Содружество Независимых Государств и Европейское сообщество.

Форма политического режима - это совокупность способов и методов осуществления государственной власти.В широком смысле политический режим определяет функционирование всей поли­тической системы. Политический режим выступает наиболее ди­намичной формой государства. С его изменением, даже если фор­ма правления и форма государственного устройства остаются пре­жними, может последовать смена курса внутренней и внешней политики. В зависимости от того, какие методы применяются го­сударством для осуществления политической власти, выделяют демократический и антидемократический режимы.

Демократический политический режим обеспечивает защищен­ность прав и свобод граждан и их реальное участие в управлении государством. Он характеризуется следующими признаками:

1) выборность органов государственной власти, их ответствен­ность перед избирателями;

2) разделение властей;

3) приоритет права во всех сферах государственной и обще­ственной жизни;

4) реальность и гарантированность прав и свобод граждан;

5) политический плюрализм, многопартийность, легальность политической оппозиции;

6) максимальный учет интересов всех слоев населения.

Антидемократический политический режим отвергает равен­ство во взаимоотношениях государства и личности и устанавлива­ет диктат государства над обществом. Признаками антидемокра­тического режима служат:

1) формирование органов власти невыборным путем или пу­тем псевдовыборов;

2) отсутствие разделения властей, усиление роли исполнитель­ной ветви власти;

3) преобладание государства над правом, господство беззако­ния и произвола со стороны государства;

4) отсутствие реальных прав и свобод (они могут быть декла­рированы, но в действительности не исполняются);

5) однопартийная система, господство единой государствен­ной идеологии, запрет политической оппозиции, преследование за инакомыслие;

6) игнорирование интересов населения, отдельных его слоек

Деление политического режима на демократический и антиде­мократический не является исчерпывающим. Существует более подробная их классификация.

Разновидностями демократического режима являются либераль­но-демократический и собственно демократический режимы. Ли­берально-демократический режим предполагает осуществление вла­сти гуманными и демократическими методами, не допуская дей­ствий, направленных на изменение существующего строя. Собственно демократический режим провозглашает и гарантирует народовла­стие, политический плюрализм, возможность избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти.

Антидемократический режим бывает нескольких видов. Тота­литарный режим характеризуется полным вмешательством госу­дарства в жизнь общества, вплоть до личной жизни граждан. При авторитарном режиме государство ограничивает свое вмешатель­ство в жизнь общества политической сферой, допуская свободу в искусстве, науке, экономике, т.е. в тех областях, которые не за­трагивают интересы государства. Фашистский режим провозгла­шает превосходство одной нации над другой, происходит мили­таризация общественной жизни; государство проводит агрессив­ную внешнюю политику. Расистский режим основан на идее неравноценности человеческих рас.

В современном мире большинство государств являются демо­кратическими. Демократия - в переводе с греческого «власть народа». Это слово понимается в нескольких значениях. Прежде всего - в смысле народовластия, т.е. такого общественного са­моуправления в масштабах всей страны, которое обходится без государственных рычагов воздействия. Речь, по существу, идет о народовластии как идеале, которого сложно достичь. Термин «демократия» используется для обозначения широкого обществен­ного движения - экологического, движения защитников мира, народного фронта, движения за безъядерный мир и др. - как организационный принцип. Поэтому выделяют внутрипартийную, внутрипрофсоюзную демократию и т.д. Но главным образом и чаше всего демократия понимается как разновидность госу­дарства.

Одним из признаков демократии в последнем ее понимании служит выборность органов государственной власти. В связи с этим выделяют понятие «избирательная система». В широком смысле под избирательной системой понимают порядок формирования выборных органов государства и органов местною самоуправления. В узком смысле избирательная система - это порядок распреде­ления депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования. Порядок выборов определяется Конституцией и конституционными законами, которые включают в себя нормы избирательного права

Избирательное право - это совокупность норм, регулирующих формирование выборных органов государства.Термином «избиратель­ное право» обозначается также право граждан участвовать в выбо­рах. Различают активное избирательное право - право избирать, и пассивное - право избираться в состав органов власти.

Принципами избирательного права выступают всеобщность, сво­бода, равенство, непосредственность, тайное голосование. Всеоб­щее избирательное право означает предоставление активного изби­рательного права всем совершеннолетним гражданам страны, а также пассивного избирательного права всем гражданам, удов­летворяющим дополнительным требованиям (избирательным цен­зам). Избирательного права по Конституции РФ лишены лица, признанные судом недееспособными, и липа, отбывающие нака­зание в виде лишения свободы по приговору суда.

Гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имуще­ственного и должностного положения, места жительства, отно­шения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Конституцией государства могут быть установлены избиратель­ные цензы, т.е. условия для получения или осуществления изби­рательною права. Возрастной ценз - требование закона, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста (в России - 18 лет для ак­тивного избирательного права). Ценз оседлости - установленное Конституцией или законом требование, согласно которому полу­чение гражданином избирательного права обусловлено опреде­ленным сроком проживания в стране к моменту проведения вы­боров. Образовательный ценз - требование закона, в соответствии с которым избирательное право (в основном, пассивное) предо­ставляется только тем гражданам, которые имеют определенный, зафиксированный соответствующим документом уровень образо­вания. Служебный ценз - положения закона, ограничивающие из­бирательные права граждан по признаку занимаемой должности, профессиональной деятельности или духовного сана. В российском законодательстве цензы оседлости, образования и служебного положения не установлены.

Равное избирательное право означает, что каждый избиратель должен иметь одинаковое число голосов (чаще всего один). Изби­ратель не может быть включен более чем в один список избирате­лей. Он голосует лично, и для получения избирательною бюлле­теня требуется предъявление документа, удостоверяющего лич­ность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.

Участие гражданина РФ в выборах является добровольным. Сво­бодное добровольное участие в выборах означает запрет воздействовать на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также воздействовать на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается и тем, что проведение агитации в день выборов в помещении для голосования не допускается. Неучастие избирателей в выборах называется абсентеизмом.

Избирательное право бывает прямым и косвенным. Прямое из­бирательное право означает непосредственную подачу избирате­лем своего голоса за конкретного кандидата или список кандидатов. Косвенное избирательное право означает, что избиратель вы­бирает лишь членов коллегии (выборщиков), которые, в свою очередь, избирают представителей или каких-либо иных лиц. В России действует система прямых выборов. Важное преимуще­ство прямых выборов заключается в том, что все избираемые орга­ны государственной власти являются непосредственно предста­вительными органами народа.

Тайное голосование - это принцип избирательного права, означа­ющий исключение внешнего наблюдения и контроль над волеизъ­явлением избирателя. В Российской Федерации всемерно обеспечи­вается тайна голосования. Избирателю предоставляется возможность использовать особую комнату или закрытую кабину для заполне­ния избирательного бюллетеня. В этих помещениях во время запол­нения избирательных бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, включая и членов избирательной комиссии. Бюлле­тень опускается в избирательный ящик лично избирателем.

В Российской Федерации выборы Президента РФ (в 2004 г.) и Государственной Думы (в 2003 г.) проходят в соответствии с изби­рательными законами, принятыми в декабре 2002 г. В мае 2005 г. был принят новый закон о выборах депутатов Государственной Думы.

Избирательный процесс в России - это деятельность по подготовке и проведению выборов. Сначала проходит регистрация из­бирателей, т.е. включение их в список избирателей. Основанием для включения гражданина РФ в список избирателей на конкрет­ном избирательном участке служит его проживание на террито­рии этого избирательного участка.

Органами, обеспечивающими практическую подготовку и про­ведение выборов, служат избирательные комиссии. В нашей стра­не к ним относятся Центральная избирательная комиссия Россий­ской Федерации, избирательные комиссии субъектов РФ, терри­ториальные (районные, городские и др.), участковые избиратель­ные комиссии.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно открыто, на основе коллегиальности. При подготовке и прове-1снии выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.

До выборов кандидаты и их представители имеют право вести предвыборную агитацию. Она представляет собой распростране­ние информации с целью побудить избирателей проголосовать за того или иного кандидата. Предвыборная агитация наминается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов.

Голосование - главная стадия избирательного процесса. Оно проводится в выходной день. Голосование осуществляется путем внесения избирателем в избирательный бюллетень какого-либо знака в квадрате либо напротив фамилии кандидата или названия партии, либо напротив фразы «против всех». Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Если избиратель по уважительной причине не может прибыть в поме­щение для голосования, например по причине болезни, члены участковой избирательной комиссии должны предоставить ему возможность проголосовать вне помещения для голосования. Для этого они выезжают к избирателю на дом с переносным ящиком для голосования.

Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участ­ковой избирательной комиссии на основе поданных избирателя­ми избирательных бюллетеней. После подсчета голосов участко­вая избирательная комиссия заполняет протокол об итогах голо­сования и направляет его в территориальную избирательную комиссию. На основании протоколов участковых и территориаль­ных избирательных комиссий окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному округу.

Выделяют следующую классификацию выборов. Всеобщие вы­боры - это выборы, в которых участвуют избиратели всей страны (например, президентские и парламентские выборы). Частичные (дополнительные) выборы - это выборы, которые проводятся в отдельном избирательном округе по причине досрочного выбы­тия депутата. Повторные выборы - это второй и последующие туры голосования, которые применяются при выборах Президента РФ.

По времени проведения выборы делятся на очередные и вне­очередные. Очередные выборы - это выборы, проводимые в сроки, указанные в Конституции или законе, а также с истечением сро­ка полномочий выборного органа. Внеочередные выборы проводят­ся в случае досрочного роспуска парламента.

В избирательном праве различают несколько видов избиратель­ных систем. Мажоритарная избирательная система - это система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, полу­чившие большинство голосов. Мажоритарная система относитель­ного большинства - это система выборов, при которой избран­ным считается кандидат, получивший наибольшее число голо­сов, т.е. больше голосов по сравнению с другими кандидатами. Мажоритарная система абсолютного большинства - это система выборов, при которой избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов, т.е. более половины общего их числа (50% плюс один голос).

Пропорциональная избирательная система - это порядок определения результатов голосования, при котором распределение депутатских мест между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, производится пропорционально полученному ими количеству голосов. Такая система применяется на выборах Государственной Думы РФ. В соответствии I избирательным законом, принятым в мае 2005 г., избирательным объединениям, участвующим в выборах, надо преодолей, семипроцентный барьер, т.е. набрать более 7% голосов избирателей, участвовавших в выборах. Места в Государственной Думе распределяются пропорционально голосам избирателей, поданным за каждое избирательное объединение.

Существуют также смешанные избирательные системы это избирательные системы, основанные на сочетании двух систем представительства - мажоритарной и пропорциональной. Примером такой системы является система выборов Государственной Думы РФ, существовавшая до принятия избирательного закона 2005 г. Одна половина депутатов (225 человек) избиралась по мажоритарной системе, а другая (225 человек) - по пропорциональной.

Вопросы и задания

1. Дайте определение формы государственного устройства.

2. В чем различие унитарного государства, федерации и конфедерации?

3. Приведите примеры государств из истории и современности, охарактеризовав их по форме государственного устройства.

4. Что такое политический режим?

5. Проведите сравнительный анализ демократического и антидемократического режимов.

6. Приведите примеры государств из истории и современности, охарактеризовав их по форме политического режима.

7. Что такое избирательная система? Объясните понятия активное и
пассивное избирательное право.

8. Каковы принципы избирательного права?

9. Охарактеризуйте избирательный процесс в России.

10. Приведите классификацию выборов.

11. Какие избирательные системы вы знаете?


Похожая информация.


Государства отличаются друг от друга не только по площади, количеству населения, уровню благосостояния граждан. Их внутренняя организация тоже может быть очень разной. Каковы главные особенности политического устройства страны? Какие их формы и режимы выделяют в современной теории государства? Об этом пойдет речь в данной статье.

Что такое государство?

Государство - это объемная многогранная категория, изучением которой занимается целый ряд научных дисциплин: от географии до социологии. В отличие от конкретной территории или географической страны, это образование сложно поддается эмпирическому восприятию, являясь скорее абстрактным, нежели реальным объектом исследования.

Феномен государства, его политическое устройство, форма правления - эти вопросы тревожили умы многих философов и ученых в самые разные исторические эпохи. Так, изучением всевозможных аспектов государства занимались такие мыслители, как Аристотель и Платон, Фома Аквинский и Конфуций, Джон Локк и Герберт Спенсер.

Древнегреческий философ Платон посвятил этой проблеме один из своих трудов (диалогов) под одноименным названием «Государство». В этой работе можно найти несколько интересных идей, которые не потеряли своей актуальности и в наши дни. Так, он говорил о том, что во главе державы должны находиться мудрые философы, ведь только они способны правильно заботиться о гражданах. Платон также не очень любил политическое устройство демократического типа. Демократию он называл справедливой и в то же время несправедливой властью большинства.

Признаки и функции государства

Государство - это очень сложная социальная структура, представление о которой можно составить через главные признаки этого образования. Всего их семь:

  • строго очерченная в географическом пространстве территория;
  • определенное население;
  • наличие и законов (норм поведения);
  • присутствие системы правоохранительных и судовых органов, следящих за выполнением установленных законов;
  • наличие армии;
  • функционирование системы налогообложения граждан;
  • наличие государственного суверенитета (независимости).

Исходя из этих признаков, государство обязано выполнять несколько функций, а именно:

  • политическую;
  • экономическую;
  • социальную;
  • оборонительную;
  • правоохранительную;
  • культурно-просветительскую и некоторые другие.

В этой статье мы более детально остановимся на первой из этих функций, подробно рассмотрев формы и режимы политического устройства страны. Какие из них наиболее популярны сегодня?

Политическое устройство государства и его основные формы

Разные ученые, философы и мыслители по-разному оценивали роль государства. Иногда эти оценки были полярными по отношению друг к другу. Так, Владимир Ленин утверждал, что «государство - это аппарат насилия в руках господствующего класса». А вот известный русский экзистенциалист Николай Бердяев был уверен, что именно государство позволяет земной человеческой жизни не превратиться в окончательный ад.

И то, и другое утверждение одинаково имеют право на жизнь. Эффективность рассматриваемого в этой статье образования во многом зависит от конкретной формы политического устройства государства. Ведь в одних странах планеты мы видим, как правители действительно пытаются работать для своего народа. В других же государствах аппарат власти лишь угнетает и использует своих граждан.

Социально-политическое устройство - это процесс и одновременно результат организации власти в конкретной стране. Оно включает в себя и тип государственной структуры, и политический режим.

Форма политического устройства - это способ национальной, а также территориальной организации государства. Он предусматривает установление определенных взаимоотношений между центральными и региональными (местными) органами власти.

Политическое устройство может принимать три основные формы. Это унитарное государство, федерация, а также конфедерация.

Унитарное государство: характеристика и признаки

Под унитарным государством понимают такое политическое устройство страны, при котором её отдельные административно-территориальные единицы не имеют суверенитета. Среди основных признаков такой формы можно выделить следующие:

  • единое гражданство и система законотворчества;
  • руководство страной из единого центра (столицы);
  • единая финансово-налоговая система;
  • единая армия;
  • общие государственные символы - флаг, герб и гимн.

В современной политологии выделяют несколько видов унитарных государств. Это:

  • строго централизованные;
  • децентрализованные.

Унитарные государства могут иметь в своем составе одну (примеры: Таджикистан, Украина) или несколько автономий (примеры: Молдова, Испания).

В количественном аспекте в современном мире преобладают именно унитарные государства. Это хорошо видно на карте, где все они отмечены синим цветом. Как правило, это небольшие по площади страны с преобладанием одной нации. Хотя есть среди них и исключения. Одно из них - Китай, который имеет в своем составе несколько разноуровневых автономий.

характеристика и признаки

Федерация - это особое политическое устройство, при котором отдельные части государства имеют некий суверенитет, который закреплен юридически. Само слово имеет латинские корни и переводится как "союз" или "объединение".

Одной из отличительных черт федеративного государства является так называемое двойное законодательство. Что это значит? Законы могут творить как центральные органы власти, так и региональные. При этом законопроекты, принимаемые на уровне отдельных субъектов федерации, не должны противоречить общефедеральному законодательству.

В федерациях, как правило, присутствует единая денежная единица, однако налоговая система может быть двухканальной. Это значит, что конкретный субъект федерации вправе формировать свой региональный бюджет и распределять его средства.

В мире различают симметричные и В первых территориальные субъекты обладают равными правами, а вот во вторых их правовой статус неодинаков.

Федерации на современной политической карте планеты распределены равномерно (всего их 28). Среди них - почти все крупнейшие страны мира: Россия, США, Канада, Австралия, Бразилия, Аргентина, Индия.

Конфедерация: сущность и исторические примеры

Под конфедерацией подразумевается союз нескольких государств, создаваемый для достижения какой-либо цели: военной, экономической или другой. Страны, входящие в состав конфедерации, как правило, сохраняют свой суверенитет как во внутренней политике, так и на общемировой арене.

Основные признаки конфедераций заключаются в отсутствии:

  • общих границ;
  • единой системы законотворчества;
  • единой финансовой системы;
  • единой конституции;
  • единого гражданства.

Все решения в конфедерации принимаются на основе консенсуса. При этом каждый из её участников оставляет за собой право на свободный выход из такого союза.

Конфедерации были распространены на протяжении XVIII-XIX веков в Европе. В прошлом веке еще существовало несколько классических конфедераций: это а также Сенегамбия. Однако просуществовали они довольно короткое время. Сегодня черты конфедерации можно наблюдать на примере Европейского Союза или же организации СНГ (Содружество Независимых Государств).

Основные формы государственно-правового режима

Власть имущие в каждой из стран мира могут осуществлять свои полномочия по-разному. Совокупность методов и средств реализации власти - это и есть государственно-правовой режим. Он выступает важнейшим элементом, критерием для определения сущности того или иного государства.

Существует несколько типов (форм) государственно-правового режима. Он может быть демократическим либо недемократическим (авторитарным, тоталитарным, фашистским и т. д.).

Отличить от тоталитарного бывает очень непросто. Так, к примеру, руководство Советского Союза позиционировало себя перед всем миром как «островок демократических прав и свобод». И многие народы планеты искренне верили в данную ложь.

Авторитаризм и его признаки

«Власть основателя» - так примерно можно перевести данный термин с латыни. При этом политическом режиме абсолютно вся полнота власти находится в руках у одного человека (или группы людей).

  • мощная централизация власти;
  • командно-плановый способ руководства страной;
  • строгий контроль различных сторон общественной жизни со стороны государства;
  • отсутствие реального на отдельные ветви (законодательную, исполнительную, судебную);

При этом режиме избирательные, они направлены против лишь самых активных противников власти. Плюрализм мысли, в целом, допускается, но только если он не наносит ощутимого вреда системе. Эти две черты отличают авторитаризм от тоталитаризма.

Тоталитаризм и его признаки

Мало кто знает, что данный термин ввел в обиход диктатор Муссолини в 1920 годах. Под тоталитаризмом подразумевается полный (тотальный) контроль государства всех сфер общественной жизни. Деспотия, тирания, репрессии и массовые доносы - все это типичные черты данного политического режима.

Общество в целом и каждый человек в отдельности при тоталитаризме всецело поглощены государством. Плюрализм мнений не допустим ни в одной из сфер жизни. Еще одна отличительная черта тоталитаризма - это жесткая вертикаль власти.

В мировой истории известны примеры как «левого», так и «правого» тоталитаризма. Первый был характерен для Советского Союза, второй - для фашистской Германии или диктаторского режима Б. Муссолини.

Демократия и её основные черты

Демократия - это (дословный перевод с древнегреческого языка). При таком режиме носителем власти в государстве выступает народ, а точнее, его большинство.

Следует отметить, что выдающийся мыслитель Платон демократию не любил. Он считал её одной из худших форм управления государством. А вот известный политический деятель Уинстон Черчилль однажды охарактеризовал её следующим образом: «Демократия - это наихудшая форма правления, не считая всех остальных, которые известны истории». Так британский премьер тонко подчеркнул безальтернативность данного политического режима.

Самые важные черты демократии - это:

  • всеобщее избирательное право, в результате которого и формируется власть;
  • признание верховной власти народа на юридическом уровне;
  • абсолютное равенство прав всех граждан, вне зависимости от пола, возраста или национальности;
  • подчиняемость меньшинства большинству;
  • контроль общественности за действиями исполнительной ветви власти.

Политическое устройство России

Современная Россия является федеративным государством. Это президентско-парламентская республика, в которой президент наделен довольно широкими полномочиями. Главные институты власти в стране сформировались еще в начале 1990 годов, сразу после распада СССР. В начале нынешнего столетия в их функционирование были внесены небольшие поправки.

Россия имеет сложное административно-территориальное устройство. В составе государства - 85 субъектов федерации, которые наделены равными правами и полномочиями. В каждом из них имеется свой законодательный орган, а также свое региональное правительство. Помимо этого, Россия разделена еще на девять федеральных округов.

Современное политическое устройство России имеет черты как территориальной, так и национальной федерации. Образования национального типа в РФ представлены республиками. Территориальные образования - это области, края, автономии, а также города федерального значения. Такой смешанный характер политического устройства нуждается в довольно гибкой и хорошо продуманной политике со стороны властей.

В заключение…

Под формой политического устройства государства подразумевается способ управления страной. В современной теории государства принято выделять три такие формы: это унитарное государство, федерация и конфедерация. Каждая из них отличается своими особенностями и признаками.

На политической карте планеты XXI века преобладают унитарные государства. Федераций значительно меньше, а вот конфедераций, по сути, и вовсе не осталось.

Термин, непосредственно связанный с правовой областью отдельно взятых стран мира, рассматривающий все институты административного, территориального, юридического поля деятельности в науке звучит как «форма государства» (схема представлена ниже). Государственный аппарат призван развивать внутренние экономические, политические, социальные процессы, ведущие к общему качественному подъему всех сфер жизни общества.

Основные элементы

Схема «Формы государства» ясно дает понять, что это не какие-то отдельно взятые характеристики, а целая система оценивания государственного аппарата. При этом выделяется три основных элемента:

  • форма правления;
  • форма территориального устройства (иногда называют государственным устройством);
  • политический режим.

Каждый из этих элементов состоит из подразделов, всесторонне раскрывающих все сферы деятельности государства.

Формы правления

Кратко говоря, это то, кто управляет государством. Современная наука разделяет все страны в этом смысле на две большие категории: Они в свою очередь тоже поддаются дальнейшей классификации. Так, монархии бывают двух видов, ограниченная и неограниченная, как и республики, президентская и парламентская. Элементы формы государства при этом будут разительно отличаться и даже противостоять друг другу, что можно проследить и в истории.

Так, Франция долгое время не могла определить форму государства. Народ и сильные мира колебались, не в состоянии определить, что же для страны лучше, монархия или республика. Причем происходил этот выбор достаточно ожесточенно с большими кровопролитиями. В современном мире тоже уже несколько раз поднимался вопрос о необходимости сохранения монархического устройства в Испании, Великобритании и Японии.

Монархия

Это форма правления, характеризующаяся властью одного человека, которая распространяется на все сферы деятельности государства и жизни общества. Монарх может быть ни в чем не ограничен и поступать в различных ситуациях, так как ему этого хочется, не опасаясь того, что кто-то ему возразит. При таком порядке монархия будет называться неограниченной или абсолютной. Власть передается по наследству.

В некоторых государствах власть монарха ограничивается деятельностью представительного органа (Парламент, Сейм, Кортесы и т. д.) или Конституцией. К примеру, в Соединенном Королевстве монаршие особы сегодня имеют исключительно церемониальные полномочия, символизирующие незыблемость закона, традиции и историю народа.

Примеры государств. царит в странах Персидского залива (ОАЭ, Саудовская Аравия, Кувейт и прочие), ограниченную форму мы наблюдаем в Норвегии, Швеции, Великобритании, Испании и др.

Республика

Большинство выбрало именно этот вид формы государства. Схема дает понять, что республика также может быть двух видов: президентская и парламентская. Для первого вида характерно наделение президента полномочиями назначения любого члена правительства, либо же всего кабинета министров или его увольнения без согласования с парламентом. При этом правительство не подотчетно парламенту. Последний же в свою очередь, руководствуясь статьями Конституции, вправе поднять вопрос об отрешении от руководства главы государства в силу различного рода причин.

Для парламентской республики характерно назначение правительства и его роспуск (как всего состава, так и отдельных членов) именно парламентом, при этом деятельность отдельных министров и всего кабинета подотчетна тоже ему.

Примеры государств. Президентские республики - Бразилия, Казахстан, Франция, США, Мексика. Парламентская форма правления существует, например, во Франции и Финляндии.

Каждая разновидность имеет две основные характеристики, отличающие в целом республику от монархии.

  • Все должностные лиц избираются, либо назначаются на определенный срок, в том числе и глава государства. Полномочия не передаются по наследству, во всех сферах политической жизни страны действует принцип выборности.
  • Недопущение произвола на местах и в центре. За недобросовестное исполнение возложенных полномочий или за их неисполнение в республике предусмотрена юридическая ответственность.

Таким образом, республиканская форма коренным образом отличается от монархии.

Формы устройства государства

Изменение территориального устройства различных стран происходило на протяжении всей истории цивилизаций. Создавались империи, королевства, существовали метрополии и колонии, затем появились автономии. Все это оказывало влияние на изменение государственного устройства во всем мире. В настоящее время можно выделить две утвердившиеся формы:

  • унитарная;
  • федеративная.

У каждой имеются отличия, в том числе свои плюсы и минусы.

Унитарное

Такие современные страны, как Беларусь, Казахстан, Турция, Польша являются по административно-территориальному устройству унитарными. Элементы формы государства при этом обладают следующими особенностями:

  • вся территория является единым организмом, без проявления политической самостоятельности отдельно взятых регионов;
  • на всей территории государства действует единая система государственного аппарата и судебная система;
  • все население имеет одинаковое гражданство, т.е. в отдельных областях не может быть своего гражданства;
  • единая система налогообложения и перераспределения, в результате все налоги из регионов сначала поступают в «центр», где перераспределяются и в определенных объемах возвращаются на «места»;
  • закон и его действие является полным и неотвратимым для всех регионов страны.

В итоге, можно сказать, что политическая форма государства обладает стабильностью и высокой степенью централизации власти.

Федеративное

Данный вид административно-территориального устройства в корне отличается от унитарного. Федерации имеют то же самое, но в два раза больше.

  • Граждане могут иметь два гражданства. Например, житель Казани может быть гражданином Республики Татарстан и Российской федерации одновременно. В унитарном государстве двойное гражданство законодательно запрещено.
  • Двойная система налогов. Возможно существование общефедеральных налогов и налогов отдельных субъектов.
  • В отдельных областях и регионах федерации может существовать своя судебная и законодательная система. При этом признается главенство общефедеральных законов, а те, что были приняты в регионах, не должны им противоречить. Это же касается и судебных органов власти.
  • Наличие местных и федеральных органов государственной власти.

В настоящее время во всем мире можно определить федеративную форму государства имеет более двадцати стран, в числе которых США, Швейцария, Россия, Мексика и др.

Политический режим

Его еще называют государственным. Коротко говоря, это формы и методы проведения политической, экономической, культурной и социальной деятельности руководством страны. Современная политология выделяет два основных вида режимов.

  • Антидемократический. Режим, попирающий права человека, иногда даже в самых жестких проявлениях. В случае с ним даже право на жизнь может быть не регламентировано действующим законодательством.
  • Демократический. Режим, основанный на принципе признания жизни человека важнейшей ценностью и соблюдении всех прав, большинством которых человек наделяется при рождении.

Антидемократические режимы

К данному виду схема «Формы государства» относит пять режимов.

  • Авторитарный. Главная особенность - наличие правящей элиты, возглавляемой одним лидером, пользующейся большими льготами и привилегиями.
  • основан на полном (тотальном) контроле всех сфер жизни человека, подчинении всех граждан интересам страны. При этом происходит унижение отдельно взятой личности. Все СМИ, образование, искусство, духовная жизнь подчинены интересам государства. Существует жесткая цензура, с массированным толкованием идей вождизма и культа личности руководителя.
  • Деспотический. Он основан на произволе со стороны руководства страны в своей деятельности, при одновременном бесправии и подчинении населения.
  • Тиранический. Схож с предыдущим режимом, однако особенностью тирании является насильственный захват власти.
  • Фашистский. Режим, являющийся частью тоталитарного. Главная его особенность - это наличие расистской идеологии, в ключе преобладания одной «избранной» над всеми остальными. В наиболее тяжелых формах проявляется в уничтожении целых народов. Например, Фашистская Германия, уничтожавшая тысячами евреев и цыган.

Демократический режим

Правовая форма государства, обладающего данным видом политического режима, основана на равноправии всех членов общества, независимо от социального, материального положения, расы, пола, национальности. Все население одинаково пользуется своими правами, прописанными в Конституции государства и других законодательных актах. Особым признаком демократического режима является право на выбор, в том числе участие в выборах президента, или представительной власти. Демократия признает жизнь человека самой главной ценностью, провозглашается презумпция невиновности, т.е. человек не может быть назван виновным до того момента, пока этого не сделал суд.

Информация, представленная в статье, доказывает, что мир не однообразен. Существует более двухсот признанных государств с различной формой правления, административно-территориальным режимом. В каждой форме имеются свои достоинства и недостатки, даже при фашистском режиме Адольфа Гитлера имелись положительные моменты: резкий рост экономики, развитие науки, архитектуры, повышение во много раз патриотизма в среде разных слоев населения.

Формы государства – способы организации государственной власти. Форма государства включает в себя: форму правления, территориальное устройство и политический режим.

Форма правления – способ организации высшей власти, структура высших органов в государстве и разделение властей между ними. Формы правления:

монархия (от греч. единовластие) – форма правления, при которой власть находится у одного лица (монарха) и наследуется по закону о престолонаследии. Различают четыре вида монархии: абсолютная (ничем не ограниченная власть монарха); конституционная (власть, ограниченная конституцией); дуалистическая (законодательная власть делится между монархом и парламентом); парламентская (власть монарха минимальна, законы издает парламент, исполняет их правительство). Примеры: абсолютная монархия существует в Омане. Саудовской Аравии; дуалистическая – в Иордании и Кувейте; парламентская – в Англии, Японии, Испании;

республика (от лат. власть народа) – форма правления, при которой государственная власть находится в руках народа и передается выборным путем. Виды республик: президентская, парламентская и смешанная. Президентская – власть находится в руках президента, как, например, в США. Италии, Германии. В парламентской республике во главе государства находится президент (или канцлер), который делит власть с правительством, как, например, во Франции и России. При смешанной форме правления совмещаются признаки президентской и парламентской республик.

Территориальное устройство – внутренняя структура государства, его деление на части, а также взаимоотношения между государством и его частями. Выделяют три формы территориального устройства:

унитарное государство – простое объединение с централизованной территорией и единым центром управления. Пример: Германия, Франция, Чехия;

федерация – союз государств (субъектов федерации). Субъекты федерации самостоятельны, но подотчетны центру. Примером такого объединения является Российская Федерация. Виды федераций: национальная, территориальная, смешанная. Национальная – каждая нация выделяется в отдельный субъект федерации. Территориальная – деление на особые территории. Смешанная – на территории республик и краев может проживать несколько наций и народностей;

конфедерация – постоянный союз свободных государств, созданный для достижения общих целей (внешней политики, торговли). Государства-участники имеют собственную территорию, население, внутреннюю политику, законы.

Политический режим – совокупность методов и средств осуществления государственной власти.

Типы политического режима: демократический – права граждан являются наивысшей ценностью, существует выборность власти, свобода слова и рыночная экономика; антидемократический – права и свободы не являются высшей ценностью, власть не выборная, нет свободы слова, командно-административная экономика.