Национальная одежда хантов и манси. Традиционная одежда Национальная одежда хантов


Наиболее ярким выражением изобразительного творчества всех народов является национальная одежда. Одно из достоинств одежды северных народов - это практичность. Она рассчитана не только на суровый климат высоких широт, но и на специфику труда и быта тундровиков. Одежда у хантов сынско-куноватского и нижнеобского регионов очень разнообразна. Большую часть года мужчины и женщины ходят в меховой одежде. Ханты и Манси, в прошлом известные под названием остяки и вогулы, и которых нередко называют "обские угры" - основное коренное население Ханты-Мансийского Автономного округа. Одежда остяков и вогулов


Мужская одежда Мужчины носили рубахи (по покрою похожие на женские платья), штаны и пояса, к которым подвешивали мешочки и сумочки с охотничьими принадлежностями. Верхняя одежда была глухого покроя, шилась из сукна или оленьих шкур с капюшоном (малица, гусь). До настоящего времени у манси сохраняется охотничья одежда - "лузан", которую шили из сукна, с капюшоном, незашитыми боками и без рукавов. С внутренней стороны, спереди и сзади, пришивались большие карманы для охотничьих трофеев. Летнюю обувь шили с длинными голенищами из ткани или кожи; а зимнюю -из камусов. Украшали обувь меховой мозаикой, бисерным шитьем, вышивкой подшейным волосом оленя. Обувь, как и одежду, шили обязательно из новых материалов и лоскутков. Ни обувь, ни одежду никогда не выбрасывали: по традиции старые вещи уносили в тайгу и вешали на деревья.


Детская одежда Детская одежда более прочно сохраняла в покрое и в материале старые формы одежды взрослых, например детям еще шили одежду из птичьих шкурок уже в то время, когда в одежде взрослых этот материал исчез. Изготовление одежды лежало целиком на женщине. Женщины приготовляли шкуры, ровдугу и другие материалы для одежды, различные нитки для сшивания шкур, бересты, материи; они вышивали бисером, наносили орнамент различными способами и т. д.


Женская одежда Летом традиционной женской одеждой у хантов и манси были платья на кокетке и халаты из хлопчатобумажной ткани прямого покроя, без воротника; зимой - глухая одежда из оленьих шкур мехом внутрь (малица) и поверх нее такая же одежда мехом наружу (парка). Это могла быть также меховая шуба на подкладке из прочной ткани - сукна или вельвета. Одежда богато украшалась бисером ярких тонов, цветными узкими полосками-аппликациями. Наиболее распространенным головным убором был платок. Зимой носили по два-три платка, вкладывая один в другой. Девушки летом нередко ходили с непокрытой головой. Замужние женщины опускали платок на лицо, закрываясь от старших родственников мужа.


Способы украшения Хантыйские и мансийские мастерицы шили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из шерстяных нитей плели пояса и подвязки для обуви, а на иглах вязали носки. Основным способом украшения одежды, обуви, головных уборов у народов Севера служит вышивка. Для украшения одежды применялись меха разных цветов (меховая мозаика), бисер, цветное сукно, длинная собачья белая шерсть, олений подшейный волос, крашеные ремешки и кисти, металлические подвески, бубенчики и т.п. Искусство меховой мозаики и сегодня популярно на Севере, используется для украшения сумок, обуви, шапок.


Украшение головы Волосы ханты и манси в прежние времена не стригли. Мужчины, разделив волосы на прямой пробор, связывали их по бокам в два пучка и обвивали их красным или другим цветным шнурком. Женщины заплетали волосы в две косы. Как мужчины, так и женщины вплетали в косы тесьму. Косы у женщин соединялись внизу толстой медной цепочкой, которая не давала им раскачиваться и свисать, мешая при работе. На цепочку подвешивали кольца, бубенцы, бусы и другие украшения. Женщины у хантов и манси носили большое количество медных и серебряных колец. У южных хантов были широко распространены женские бисерные украшения; воротники, различные нагрудные украшения и т.п.

Особенности хантыйской женской одежды


  • Подготовила учитель технологии МБОУ СОШ№ 6 г. Радужный ХМАО-Югра
  • Ишкильдина Римма Хуснулловна
  • Высшая квалификационная категория

Цели и задачи:

  • Рассмотреть особенности в хантыйской женской одежде

1) Характерные отличия этнографических групп народов ханты

2) Характеристика составляющих женской одежды (северной, восточной, южной групп)

3) Характеристика свойств материалов


Общая информация

  • Ханты - коренной народ в Западной Сибири. Само название - ханши, хандэ, кантпэк. Бытуют локальные самоназвания: казым ех (люди Казыма), сыня ех (люди Сыни) и другие. Среди ханты выделяются три этнографические группы (северные, южные и восточные), отличающиеся диалектами, самоназваниями, особенностями в хозяйстве и культуре. Внутри каждой из них, в свою очередь, имеются территориальные объединения, различающиеся обычно по названиям обских и иртышских притоков: васюганские, салымские, казымские и др. В научной литературе ханты вместе с манси объединяются общим названием обские угры. До начала XX века русские называли ханты остяками.

Восточная группа

Южная группа

Этнографические группы народов ханты

Северная группа

Особенности Хантыйской женской одежды


Влияние других культур на одежду хантов

  • Значимой составляющей культуры восточных хантов, является саяно-алтайский компонент, который восходит ко времени формирования Западно - Южно - Сибирской промысловой традиции. Влияние саяно-алтайских тюрок на культуру восточных хантов прослеживается и в более позднее время. В пределах современной территории oбитания восточные ханты достаточно активно взаимодействовали с кетами и селькупами, чему способствовала принадлежность к одному хозяйственно-культурному типу.
  • На культуру северных хантов также влияла национальные особенности ненцов.

Особенности хантыйской женской одежды

была распашная, широкая, прямоспинная, с прямым разрезом спереди и сходящимися полами

зимняя, летняя

Северная группа

Покрой одежды

Украшения

Обувь - меховая, замшевая или кожаная (сапоги разной длины и покроя, зимние - с меховыми чулками

аппликация из цветных тканей

Одежда народов северных Хантов, близка к ненецкой: распашная женская шуба из оленьего меха, пальто-халат из сукна


Украшения из полосок-аппликаций

  • Современная хантыйская и мансийская женская одежда украшена большим количеством нашитых цветных узких полосок-аппликаций.
  • Эти полоски нашиваются на ткань платья или халата близко друг к другу, образуя цветную кайму на манжетах, полах и подоле. Среди этих цветных полос нашивается лента мелких треугольничков.
  • Выполняются полосы довольно просто: полоска но нижнему краю пришивается к ткани платья. Полоска эта имеет ширину не более полутора сантиметров. Эти треугольники подшивают на руках через край мелкими частыми стежкам».
  • Все вместе образует яркую цветовую кайму.


Особенности хантыйской женской одежды

Была распашная, широкая, прямоспинная, с прямым разрезом спереди и сходящимися полами

зимняя, летняя

Восточная группа

Покрой одежды

Ажурные, оловянные бляшки собственного изготовления и шитьем из бисера; украшения располагались вдоль пол, по подолу, на воротнике и на рукавах

Ханты раньше носили чулки из грубого сукна или оленьей ровдуги - чижи, которые надевали под меховые кисы.

Воротники, ластовицы и обшлага


Влияние территории oбитания на внешний вид одежды

  • Женская одежда манси (северных) и хантов (северных и восточных) шили ее из шкур, сукна, бумажных тканей. Зимнюю меховую шубу (сах) делали двойной, т. е. на подкладе из меха или же из птичьих шкурок. К рукавам шубы пришивали рукавицы. У хантов и манси (оленеводов) как верх шубы, так и подклад преимущественно делали из оленьего меха.
  • У восточных хантов верх шубы из оленьего меха делали весьма редко, а если он и бывал, то мех был низкого качества; обычно шубы шили из заячьих шкурок и беличьих лапок и покрывали сукном или другой тканью. К вороту пришивали опушку, полы завязывали с помощью ровдужных завязок.

Покрой рубахи

  • На Казыме у рубах вышивают подол, обшлага и кокетку, которая обрамляется цветной тканью. От кокетки на спине и на груди идут сборки. Рубахи всегда носят навыпуск.
  • Женская рубаха, более древняя, прямого покроя, с большим количеством сборок у ворота. Рубаха шьется с ластовицами, на груди завязывается, рукава с манжетами также имеют сборки. Более поздний тип женской рубахи - это прямая рубаха на двойной кокетке со сборками на груди и на спине. Наряду с рубахами женщины носили и платья, которые имели почти тот же покрой, что и рубахи: прямые, с многочисленными сборками у кокетки, воротник стоячий, на груди разрез с завязками.
  • Женские рубахи были обильно украшены тончайшей красивой вышивкой шерстью. У салымских хантыек, например, рубахи были сплошь от ворота до подола украшены вышивкой. Такую рубаху вышивали не один год.

Особенности хантыйской женской одежды

Покрой спинки, которая кроилась в талию, по бокам одежда была отрезная и собиралась у пояса в сборки

Покрой одежды

зимняя, летняя

Южная группа

Использовали крапивное полотно

Бисерное шитье покрывало все основные швы одежды и нижние концы пол. Их также украшали аппликацией

Украшали обувь меховой мозаикой, бисерным шитьем, вышивкой подшейным волосом оленя.


Ткачество

  • По Иртышу, в южных районах округа, ткали крапивное полотно для нательной одежды. На север от Березова ткачества не знали. К 1910 году ткачеством в Ханты-Мансийском округе занималось едва ли 15-20 мастериц. К нашему времени оно угасло совершенно. Однако представленные во многих музеях нашей страны образцы тканого полотна из крапивы говорят о большом умении хантыйских женщин. В более позднее время, видимо, под влиянием русских наряду с крапивой стали обрабатывать коноплю и лен. Но по-прежнему предпочтение отдавалось крапиве ввиду ее прочности и способности хранить тепло. Крапивное полотно боится только излишней влаги.
  • Крапиву собирали с первым морозом, который схватывал почву. Вязали ее в пучки и давали хорошо просохнуть. Затем отделяли от коры, пряли в одну нить. Ткацкий станок, который обычно называют «угорский», у хантов был довольно совершенным, имел ножные педали.

Обувь хантов –кисы, чижи

  • Летнюю обувь шили с длинными голенищами из ткани или кожи; а зимнюю -из камусов (шкур с ног крупных животных). Украшали обувь меховой мозаикой, бисерным шитьем, вышивкой подшейным волосом оленя. Обувь, как и одежду, шили обязательно из новых материалов и лоскутков. Ни обувь, ни одежду никогда не выбрасывали: по традиции старые вещи уносили в тайгу и вешали на деревья.

Головной убор женщин

  • Голова женщины в течение всего года покрыта платком или шалью. В прежние годы женщины любили носить платки красного цвета. Яркие цвета привлекали их, потому что вокруг них все время были природные цвета: зимние и летние. Зимой носили по два-три платка, вкладывая один в другой. Девушки летом нередко ходили с непокрытой головой
  • Замужние женщины опускали платок на лицо, закрываясь от старших родственников мужа

Характеристика свойств материалов

  • Материалом для одежды служила прежде также и рыбья кожа (налима, осетра). Хантыйские и мансийские мастерицы шили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, ровдуги, сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из шерстяных нитей плели пояса и подвязки для обуви, а на иглах вязали носки. На обувь и пояса шла также покупная кожа; на украшения - бисер, металлические подвески.

Изготовление ниток из оленьих сухожилий.

  • Традиционно для пошива меховой одежды, изготовления меховой мозаики, бисерных изделий, да и для шитья по сукну ханты и манси пользовались нитками из оленьих сухожилий или «жилками».

Мастерицы искусницы

  • Следует отметить, что портняжим делом занимаются только женщины. Удивительная особенность их мастерства заключается в том, что они не пользуются специальными выкройками-шаблонами. Все детали определяют на глазок, иногда для этой цели используют детали старой одежды или снимают размеры с человека.
  • Женщины занимаются шитьём одежды и обуви из оленьего меха, замши, цветного сукна, вышивкой бисером. Сохраняются традиционные орнаменты ("заячьи уши", "ветви берёзы", "след соболя", "оленьи рога", "щучьи зубы" и др.).

Работа с бисером

  • Разновидностью вышивки нитками является бисерное шитье по тканям и коже. Свадебные головные уборы, налобные повязки, накосники, детали одежды: воротник, края разреза, часть плеча, обшлага - все это декорировалось цветным бисером. Особенно распространена вышивка бисером на Конде, Иртыше, Казыме и на Вахе.
  • Орнаменты из бисера представляют собой простейшие квадраты, треугольники, ромбы, шестиугольники, нрестики, звезды, зигзаги, шашки, решетки. Обильно, сплошь зашивались бисером чирки - короткая кожаная женская обувь. В отличие от восточных и южных хантов северные бисером орнаментировали только подъем чирок.

Заключение

  • Особенность хантыйской женской одежды состоит в том, что независимо от вида этнографической группы невольно отмечаешь ее красочность, богатство орнаментики, разнообразие техник обработки материалов и использование их при ее изготовлении.
  • Удивительная особенность мастерства женщин заключается в выполнении всех работ в ручную: будь то выделывание шкур, обработка рыбьих шкурок, пришивание полосок аппликации, вышивание бисером.

  • Особенность хантыйской женской одежды выражена ярких колоритах, в красно-сине-желтых и зеленых цветах национальной одежды, в изумительных по красоте головных уборах, многообразных височных, шейных и поясных украшениях, шитых бисером.
  • Окружающая природа, национальный быт, народные обычаи, фольклор, а также постоянная связь с неутихающей жизнью моря и тундры, с людьми, которые своим трудом преображают суровый край- все это отражается в женской одежде народов ханты

Литература

1.Бахлыков, П. С. Юганские ханты: история, быт, культура: краткое ист. повествование о ханты Сургут. р-на. – Тюмень: Софт-Дизайн, 1996. – 208 с.

2.УРОКИ ЕВДОКИИ ЕРНЫХОВОЙ

Декоративно-прикладное искусство хантов и манси в школе. Текст и иллюстрации Елены Оборотовой. Комитет по образованию Администрации Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Лаборатория этнического мониторинг. Березово 1997

3. Ерныхова Е.А. Декоративно-прикладное искусство Обско-угорских народов. Учебное пособие /Мар гост. Ун–т. Йошкар- ола. – 2000г.,

4. Зубаирова Ж. Б. Знакомство с национальной одеждой. // Школа и производство. -2004г.- № 8. С.26-28

http://www.severprostor.ru/novyj-staryj-biser.


Традиционная культура народов севера складывалась на протяжении веков и была максимально приспособлена к суровым природным условиям. Охота, рыбалка и оленеводство всегда были основой жизни северных народов ханты. Необходимо отметить, что олень для них – это смысл жизни. Чем больше у тебя оленей, тем лучше будет жить твоя семья. Ведь олень дает всё. Это и пища, и жилище, и одежда, и круглогодичное средство передвижения. Кстати, редчайшая особенность этого животного - у северного оленя даже нос покрыт мехом.

Женская зимняя одежда хантов - оленья двойная меховая шуба (сах). Она завязывается спереди, у нее подкладка всегда из меха, а верх из оленьей шкуры ворсом наружу, расшитый различными национальными узорами.

Женской летней одеждой является суконный и хлопчатобумажный халат яркого цвета, украшенный бляшками, иногда колокольчиками, расшитый различными узорами. Дополняет наряд большой платок с кистями.

Традиционная мужская одежда - малица (мольщах)- шьется мехом внутрь. Она надежно защищает человека от мороза, снега и ветра. Капюшон и рукавицы пришивают к малице. Мех на капюшоне защищает лицо от холода.

Летняя мужская одежда по покрою не отличается от зимней. В качестве летней одежды служат старые малицы или суконные гуси.

Зимняя обувь хантов – кисы (вай), с меховым чулком из шкуры оленя. Шкуру для кисов берут с оленьих ног. Расшивают различными узорами.

Летняя обувь – (нюки вай)- шьется из кожи (замши из шкуры оленя).

Особое место в традиционной жизни народа ханты занимает детская одежда. Маленьких детей родители одевают особенно красочно. К изготовлению детских вещей относятся с большой любовью. Одежда уже с самого раннего возраста имеет определенный смысл – она призвана защищать ребенка не только от холода и непогоды, но и от злых духов.

Пошив одежды лежал целиком на женщине. Долгими зимними вечерами женщины шили одежду для всей семьи. При изготовлении одежды мастерицы использовали белый, красный, зеленый, желтый, синий цвета. Каждый цвет имеет свое обозначение: белый - цвет снега, красный - цвет жизни, жёлтый - знак огня, зелёный - тайга, синий - цвет рек, воды, неба. По мнению ханты, мысли женщины, шьющей одежду, будут вшиты в швы и узоры,

поэтому женщина во время работы должна думать только о хорошем. Ханты считают, что одежда готова и ее можно надевать, когда она украшена орнаментом.


У народа ханты были широко распространены женские бисерные украшения; воротники, различные нагрудные украшения и т. п. Основные цвета бисера были: белый, синий, красный, голубой, зеленый, желтый и подбирают по принципу контрастности .

Бисер, бисерные украшения и украшенные бисером предметы являются неотъемлемой частью традиционной культуры хантов.





женская одежда: ягушка (сах), кисы (вай), бурки.





Женщины заплетали волосы в две косы, вместе с ложными косами обвивали их цветным шнурком в виде жгутов и украшали медными подвесками, пуговицами.

Косы у женщин соединялись внизу толстой медной цепочкой, которая не давала им раскачиваться и свисать, мешая при работе. На цепочку подвешивали кольца, бубенцы, бусы и другие украшения.

Женщины ханты

носили большое

количество медных и серебряных колец.



Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Коренное население Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры. Происхождение, образ жизни хантов, их основные занятия. Мансийская письменность и язык. Зимние и летние поселения юганских хантов. Вера обских угров, их антропологическая характеристика.

    реферат , добавлен 27.11.2012

    Социально-экономическое развитие малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского округа. Образование этнических групп хантов. Традиционные занятия манси: охота, рыболовство, оленеводство. Архаичные черты хозяйства лесных ненцев.

    презентация , добавлен 24.04.2012

    История изучения обско-угорского фольклора. Мировоззренческий аспект культурно-хозяйственной жизни народов ханты и манси. Жизненный цикл человека в сказаниях хантов и манси. Функции устного народного творчества в духовной и материальной культуре народа.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2012

    Ханты-Мансийский автономный округ: поселок Самарово. Советский Север как база геологоразведчиков. Возрождение Ханты-Мансийка как центра автономного округа, главные проблемы и перспективы демографического развития. История возникновения города Пыть-Яха.

    реферат , добавлен 02.06.2012

    Этнические особенности коренных народов. Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа, ханты и манси - два родственных народа. Пирода и традиции народов Западной Сибири. Самобытность традиционной культуры и традиционного воспитания.

    контрольная работа , добавлен 09.03.2009

    Воля собрания как важная часть национальной самобытности хантов. Социальная структура хантов и манси, описанная в героических сказаниях. Патриархальный уклад семейной жизни хантов. Создание и роль ассоциаций "Спасение Югры" и "Ямал - потомкам".

    доклад , добавлен 27.01.2011

    Типы и составные элементы традиционной национальной даргинской одежды XIX-XX вв. Элементы самобытности костюма, обуви, головных уборов и украшений; пережитки домонотеистических представлений. Технология изготовления одежды, характеристика материалов.

    курсовая работа , добавлен 06.07.2015

Светлана Потапова
Беседа «Национальная одежда ханты и манси»

Цель :

Учить узнавать и называть одежду коренных народов севера ханты и манси .

Дать понятие об орнаменте, которым украшалась одежда .

Развивать восприятие, воображение, речь.

Воспитывать любознательность, уважение к традициям коренных народов Севера, интерес к культуре народов ханты и манси .

Материал : картинки с изображением быта ханты и манси (шьют одежду , вышивают бисером, охотятся, ставят чум) ; картинки с изображением одежды и обуви ; образцы орнаментов для украшения одежды .

Словарная работа : обласок, малица, платок с кистями, халат, кисы, орнамент, бисер, чум, юрта.

Воспитатель : Ребята, нас сегодня пригласила в гости бабушка Имиль. Музей находится далеко, за рекой. Добраться туда нелегко. Поплывём мы с вами на хантыйской лодочке , которая называется обласок. Этот обласок выдолблен из толстого ствола дерева.

(Имитация движений греблей вёслами.)

Вот мы с вами и в музее. Посмотрите внимательно на эти картины.

Что вы видите?

Дети : Женщины шьют одежду , вышивают бисером, варят кушать, разводят костёр, мужчины ловят рыбу, едут в оленьих упряжках, строят дом.

Воспитатель : Правильно. Молодцы, вы очень внимательные.

Посмотрите, как одеты женщины. На голове у них огромные цветные платки с кистями. Они одеты в широкие платья. На ногах у них кисы. Платье сшито из ткани, а кисы сшиты из оленьих шкур. Мужчины одеты в широкие малицы с капюшоном. На ногах кисы или высокие унты. Зимние малицы сшиты так же из шкур оленя.

Как вы думаете, из чего ханты строят свой дом , который называется чум?

Дети : из палок и из шкур оленя.

Воспитатель : правильно, дом из бересты называется чум. Еще ханты живут в избушках .

Я вам сейчас покажу небольшой кусочек шкуры оленя, вы можете его погладить, потрогать, чтобы понять какая шкура толстая и теплая.

Ребята : Вся одежда у народов ханты и манси шьётся широкая , чтобы не стесняла движений. В таких платьях не жарко, ворот и манжеты стянуты, чтобы не беспокоили комары. В такой одежде легко двигаться и работать. Подол платья не слишком длинный чтобы не мешал при движении. Во время сбора ягод или при ходьбе по кочкарнику (по кочкам) его можно поддернуть за пояс.

Ребята, обратите внимание, как украшена одежда . Украшена она орнаментом, который вышит из бисера. Посмотрите на нагрудник на платье. По подолу пришита тесьма украшенная орнаментом из ткани и бисера.

Физкультминутка :

Игра «Поймай оленя» . (Задеть петлей веревки друг друга) .

А теперь, рассмотрите орнамент, украшающий одежду . Все элементы орнамента имеют свои названия, которые ханты берут из названий животных, деревьев : «Рог оленя самца» , «Заячьи ушки» , «Лапы лисы» , «След маленьких крестов» , «Рябь воды» , «Накаты волн» , «Голова соболя» , «Гнездо птицы» , «Ноги маленькой лягушки» , «Пасть щуки» , «Солнце» , «Ветки березы» .

Как вы думаете, почему так называется орнамент, почему ханты дали такие названия ? Что вам напоминает этот орнамент?

(Ответы детей)

Воспитатель : Правильно, орнамент похож на ушки, лапки, рожки животных, на солнышко, на волны.

Молодцы ребята, вы были очень внимательны, и бабушка Имиль дарит вам образцы орнаментов «Ветки берёзы» , «Солнце» .

Теперь можно отправляться обратно в детский сад, где мы раскрасим цветными карандашами подаренные орнаменты.

Садимся в обласок и плывем, не забываем работать вёслами. Вот мы и в детском саду.

Итог :

Воспитатель : Ребята расскажите, где мы сейчас с вами были.

Дети : Мы были в музее.

Воспитатель : На чем мы добирались до музея.

Дети : На лодке, которая называется обласок.

Воспитатель : С одеждой каких народов мы познакомились. (Ханты , манси )

Как называется одежда мужчин ? (Малица)

Как называется обувь? (Кисы, унты)

Какую одежду носят женщины ? (Платье, халаты, платок на голове)

Чем украшается одежда ? (Орнаментом, вышивается бисером)

Кто запомнил названия орнаментов?

Почему у них такое название? (Орнамент похож на лапы, следы животных и птиц, на ветки деревьев)

Что вам подарили в музее? (Орнаменты)

Для чего он нужен?

В заключение дети раскрашивают орнаменты цветными карандашами.

Публикации по теме:

Беседа с родителями в младшей группе «Одежда детей в группе и на улице» Родители, которые готовят своего ребенка в детский сад, всегда обеспокоены тем, какая обувь и одежда понадобятся для детского сада. И это.

«ХАСАНДЕЛА» - аварская народная игра. Играет вся группа. ИНВЕНТАРЬ: палочка длиной 50-60 см. СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ: Дети садятся, образуя.

Возраст: 3 – 5 лет. Задачи: закрепить умение называть цвета, части верхней одежды. Учить детей различать простые виды орнамента народов.

Программное содержание: Дать представление о традиционном убранстве хантыйской избы; Воспитывать интерес к коренному народу Ханты –.

Приобщение детей к якутской народной культуре является сегодня актуальной темой для нас. Детям обязательно нужно знать историю своего народа,.