Личные окончания глаголов примеры слов. Правописание личных окончаний глаголов

63. В окончании 2-го лица единственного числа глаголов пишется -шь: учишь , учишь ся .

64. Личные окончания глаголов I спряжения: -у(-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут(-ют); II спряжения: -у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят) .

Когда личные окончания находятся под ударением, тогда бывает ясно, что́ писать: -ешь или -ишь , -ут или -ат и т.д. Чтобы не сделать ошибки в правописании глаголов с неударяемыми личными окончаниями, нужно запомнить, что из числа таких глаголов имеют окончания II спряжения: 1) глаголы, оканчивающиеся в неопределенной форме на -ить ; 2) одиннадцать следующих глаголов: гнать, держать, дышать, слышать, вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть , а также производные от них. Остальные глаголы имеют окончания I спряжения.

Исключение. Глагол брить — I спряжения, хотя и оканчивается на -ить: бреешь , бреют .

Примечание 1. Полезно запомнить: они гоня т, держа т, дыша т, слыша т, вертя т, видя т, завися т, ненавидя т, обидя т, смотря т, терпя т .

Глагол хотеть в единственном числе — I спряжения, а во мн. ч. — II спряжения: хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят .

Примечание 2. О том как писать безударные окончания в глаголе с приставкой вы- , надо судить по бесприставочному глаголу: выспи шься — спи шь, выпье шь — пьё шь .

Примечание 3. Наряду с формой стлать (постилать, разостлать и т. д.) имеется разговорная форма стелить (постелить, расстелить и т. п.) Личные окончания употребляются только от формы стлать , т. е. I спряжения: стелешь (постелешь, расстелешь ), стелет (постелет, расстелет ), ... стелют (постелют, расстелют ).

65. В личных окончаниях глаголов I спряжения после шипящих под ударением вместо о пишется ё(е): влечё т , жжё т .

66. Окончания неопределённой формы глаголов: -ть, -чь, -ти, -ться, -чься, -тись.

Отличать окончания неопределённой формы -ться от окончаний 3-го лица -тся помогают вопросы: неопределённая форма отвечает на вопрос что делать? (или сделать?), а 3-е лицо — на вопросы что делает? (или сделает? сделают?) что что делается?

Например: Товарищ хочет (что делать?) учиться . Он думает (что сделать?) заняться математикой . Он (что сделает?) займётся математикой .

67. В повелительном наклонении после согласных пишется ь: сядь , отрежь , съешь . Буква ь остаётся и во мн. ч.: сядь те, отрежь те , съешь те , а также — перед -ся: брось брось ся , намажь намажь ся .

Исключение. От глагола лечь повелительное наклонение ля г , ля гте .

68. В неопределенной форме и в прошедшем времени суффиксы -ова-, -ева- пишутся тогда, когда в 1-м лице глагол оканчивается на -ую, -юю: беседо вать (беседую) , горе вать (горюю) , вое вать (воюю) ; если же 1-е лицо оканчивается на -ываю, -иваю без ударения на а, то в неопределенной форме и в прошедшем времени пишется ы, и: рассказы ваю — рассказывать , рассматри ваю — рассматривать ; при ударении на а пишется -еваю, -евать: одоле ва́ть — одоле ва́ю, наде ва́ть — наде ва́ю и т. п.

Правописание личных окончаний глаголов - правило, проверяемое в ходе государственной итоговой аттестации в девятом и одиннадцатом классе. Несмотря на большое количество часов, отводимых школьной программой на изучение данной темы, многие обучающиеся продолжают делать досадные ошибки в написании. Объяснить это явление трудно, поскольку тема едва ли может считаться сложной.

Немного теории о глаголах

Слова данной части речи принято делить на две большие группы: спрягаемые и неспрягаемые. Первую группу образуют глаголы, изменяющиеся по временам, лицам и наклонениям. У них есть ещё одно название - личные. Во вторую группу входят инфинитив, причастие, деепричастие, поскольку они не обладают грамматической категорией лица, наклонения.

Личные окончания глаголов, входящих в первую группу, могут быть безударными и ударными. Выбор гласных в окончаниях, которые находятся под ударением, не вызывает затруднений. Правило гласит, что следует писать ту букву, которая слышится. Например, кричат, плетут, говорят, жгут. Безударные личные окончания глаголов следует писать на основании инфинитива.

Чтобы не ошибаться в написании, нужно знать, что такое спряжение глаголов. Личные окончания глаголов зависят именно от этого постоянного морфологического признака.

Алгоритм правильного написания

Чтобы не допустить ошибки, следует действовать по следующему плану:

  1. Поставить слово в начальную форму. Обязательно нужно следить, чтобы слово и его словарная форма принадлежали к одному и тому же виду: совершенному или несовершенному.
  2. Определить спряжение по окончанию инфинитива.
  3. Выбрать окончание в зависимости от лица и числа.

Образец рассуждения

1. В предложении «Человек скрыва..тся за портьерой у дальнего окна» пропущена гласная в окончании сказуемого. Ударным является второй слог -ва-, поэтому выбор пропущенной буквы нужно делать на основании спряжения.

2. Человек (что делает?) скрыва..тся. Это глагол несовершенного вида, который в неопределённой форме будет отвечать на вопрос "что делать?". Начальная форма - скрываться.

3. Слово заканчивается на -ать и не входит в число исключений, следовательно "скрываться" - это глагол первого спряжения.

4. Личные окончания глаголов данной группы пишутся с гласной e . В форме 3 лица единственного числа это слово будет иметь окончание -ет: Человек скрывается за портьерой у дальнего окна.

Спряжение

В русском языке выделяют два спряжения.

К первому спряжению относятся слова, заканчивающиеся на -ать, -еть, -ять, -оть, -уть. Например, тонуть, торговаться, темнеть, колоть, бороться, ковырять, щекотать, виснуть, кинуться, стрелять, полоть, чернеть.

Ко второму спряжению относятся все глаголы на -ить. Например, морить, сносить, ранить, красить, спорить, портить, кроить.

Однако как это часто бывает в русском языке, из правила есть исключения. Таких слов тринадцать, и их нужно запомнить.

На заметку

Важно помнить, что слова, которые образованы приставочным способом от исключений, будут иметь тот же постоянный морфологический признак, что и их бесприставочные формы. Например, побриться, выбрить, настелить, застелить будут принадлежать к первому спряжению, а вытерпеть, рассмотреть, придержать, загнать - ко второму.

Очень часто обучающиеся неправильно определяют спряжение у глаголов с приставкой вы-, что приводит к ошибочному написанию окончания. Причиной такого явления может служить перетягивание приставкой ударения на себя, что автоматически делает окончание безударным. Чтобы верно написать личные окончания глаголов, определять спряжение надлежит по их бесприставочной форме.

Глаголы с постфиксом -ся имеют тот же постоянный морфологический признак, что и их производящие. Например, брить−бриться, стричь−стричься, копать−копаться, гнать−гнаться, смотреть−смотреться, выбрасывать−выбрасываться.

Некоторые слова могут иметь формы обоих спряжений. Слово "чтить", например, имеет 2 формы в 3 лице множественном числе: чтят и чтут.

Сравнительная таблица спряжения глаголов с приставкой вы- и без неё
лицо I II
ковырять выковырять растить вырастить
1 ковыряю, ковыряем выковыряю, выковыряем расту, растим выращу, вырастим
2 ковыряешь, ковыряете выковыряешь, выковыряете растишь, растите вырастишь, вырастите
3 ковыряет, ковыряют выковыряет, выковыряют растит, растят вырастит, вырастят

Написание гласных

Гласные в личных окончаниях глаголов, находящиеся в безударном положении, зависят от спряжения. Слова первого спряжения имеют окончания с гласной е , слова второго спряжения - с гласной и .

Сложности могут возникнуть с разноспрягаемыми глаголами. Безударные личные окончания глаголов данной категории могут иметь окончания обоих спряжений. Эту группу образуют слова хотеть, бежать, чтить . Глаголы дать , есть и их производные не принадлежат к данной группе, но также имеют отличные окончания при изменении по лицам и числам.

Правописание личных окончаний глаголов не требует от обучающихся запоминания больших объёмов теоретической информации. Следует правильно расставить акценты, запомнив несколько нюансов (спряжение, явление разноспрягаемости, алгоритм выбора гласной), и руководствоваться ими при написании.

Глагол - одна из самых непростых в изучении и написании частей речи, имеющихся в русском языке. Самой сложной орфограммой в данной теме считается правописание окончаний глаголов в безударной позиции. Их правильное написание зависит от такого понятия, как спряжение.

Что такое спряжение?

Спряжение - это лингвистический термин, обозначающий изменение лица и числа глагола. Иными словами, это тот набор личных окончаний, который приобретает слово при изменении лица и числа. К счастью обучающихся, в русском языке всего два типа спряжения. Какой бы глагол из нескольких миллионов существующих ни был взят для примера, при изменении он будет приобретать флексии:

  • У/Ю, ЕШЬ, ЕТ в единственном числе и ЕМ, ЕТЕ, УТ/ЮТ во множественном.
  • У/Ю, ИШЬ, ИТ, в единственном числе и ИМ, ИТЕ, АТ/ЯТ во множественном.

Проспрягаем глагол спать: я спл-ю, мы сп-им, ты сп-ишь, вы сп-ите, он сп-ит, они сп-ят . Его окончания при изменении показывают, что он относится ко второму спряжению. Другое слово - жить. Я жив-у, мы жив-ем, ты жив-ешь, вы жив-ете, он жив-ет, они жив-ут . Следовательно, это глагол первого спряжения.

Приставка вы- и спряжение глагола

Глаголы, имеющие приставку, относятся к тому же спряжению, что и однокоренные к ним бесприставочные. Эта информация очень важна для слов с приставкой вы- , которая имеет свойство "оттягивать" на себя ударение. Например, чтобы определить спряжение слова вылетит , нужно убрать приставку, и получится глагол летит с ударным личным окончанием, который относится ко второму спряжению.

Таким образом, на принадлежность к тому или иному спряжения указывают окончания глаголов в личных формах, находящиеся под ударением. Но как поступить, если ударным оказывается не окончание, а основа слова? Ведь в этом случае нужная буква слышна неотчетливо, она находится в слабой позиции, и можно допустить ошибку. На помощь приходит правило.

Как определить спряжение, если личное окончание безударно?

Чтобы определить, к какому из двух имеющихся в русском языке типов спряжения относится глагол, если ударение падает не на окончание, а на основу, нужно образовать начальную форму слова. Эта форма называется инфинитивом и к ней можно задать вопросы что делать? (совершенный вид) и что сделать? (несовершенный вид). Далее следует посмотреть, на что оканчивается полученное слово, и применить правило. Иными словами, безударные окончания глаголов можно написать правильно только в том случае, если определить их спряжение.

Ко 2 спряжению принадлежат глаголы, имеющие безударные личные окончания, которые в форме инфинитива оканчиваются на -ить .

К 1 спряжению принадлежат глаголы с личными окончаниями в безударной позиции, которые в инфинитиве оканчиваются на любые буквы, кроме -ить . Это могут быть комбинации -еть, -ать, -оть, -ть, -чь и многие другие.

Например, слово мечтаешь . Ударение падает не на окончание, а на основу слова. Для определения спряжения ставим глагол в форму инфинитива: что делать? - мечтать . Оканчивается на -ать. Значит, этот глагол относится к 1 спряжению, и, изменяясь по лицам и числам, он будет принимать соответствующие окончания.

Пилишь. Образуем начальную форму - пилить . На конце слова -ить , следовательно, это глагол второго спряжения, и набор личных окончаний будет соответствующим.

Итак, чтобы правильно написать гласные в окончаниях глаголов в безударной позиции, нужно поставить слово в форму инфинитива и в зависимости от того, на что оно оканчивается, определить спряжение. Кажется, все просто. Но если бы в русском языке на каждое правило не приходился бы десяток исключений, он не считался бы одним из сложнейших в изучении языков мира. И в простом правиле о спряжении тоже есть коварные слова-исключения.

Глаголы-исключения

Исключения - это те слова, которые не подчиняются общему правилу. В правиле о спряжении есть 14 глаголов-исключений, которые необходимо запомнить, чтобы не допускать ошибок в написании.

Есть 7 слов на -еть, которые, изменяясь по лицам и числам, принимают окончания глаголов 2 спряжения: это слова обидеть , зависеть, терпеть, ненавидеть, смотреть, вертеть, видеть . Например, слово терпеть принимает такие окончания: я терплЮ, мы терпИМ, ты терпИШЬ, вы терпИТЕ, он терпИТ, они терпЯТ.

4 глагола на -ать , которые тоже спрягаются не в соответствии с правилом и имеют личные окончания 2 спряжения: гнать , слышать, держать, дышать . Я слышУ, мы слышИМ, ты слышИШЬ, вы слышИТЕ, он слышИТ, они слышАТ .

И наконец, 3 глагола на -ить - стелить, брить и зиждиться - имеют личные окончания глаголов 1 спряжения: я стелЮ, мы стелЕМ, ты стелЕШЬ, вы стелЕТЕ, он стелЕТ, они стелЮТ .

Окончания этих 14 глаголов нужно знать на память, потому что они не подчиняются общему правилу.

Разноспрягаемые глаголы

Примечательно, что есть в русском языке 2 интересных глагола, которые называют разноспрягаемыми, потому что, при изменении лица и числа, они приобретают в некоторых формах окончания первого спряжения, а в других - второго, не подчиняясь никаким правилам. К счастью, их личные окончания ударны, поэтому ошибок в их написании не возникает. Но все же их нужно запомнить. Это глаголы хотеть и бежать . При их спряжении получается следующая картина.

Хотеть: я хочУ, мы хотИМ, ты хочЕШЬ, вы хотИТЕ, он хочЕТ, они хотЯТ (в единственном числе глагол изменяется по типу 1 спряжения, во множественном - по типу второго). Бежать: я бегУ, мы бежИМ, ты бежИШЬ, вы бежИТЕ, он бежИТ, они бегУТ (в форме 3 лица множественного числа глагол имеет окончание 2 спряжения, во всех остальных формах - окончания, свойственные 1 спряжению).

Алгоритм выбора окончания глаголов

Итак, правописание окончаний глаголов подчиняется довольно простому и логичному правилу, важно просто понять его. Чтобы правильно писать окончания глаголов, необходимо уметь определять их спряжение. Для этого следует использовать четкий алгоритм.

1. Посмотреть, куда падает ударение: на окончание или на основу слова (не забываем про коварную приставку вы : если она есть, необходимо определять спряжение по бесприставочному синониму).

2. Если ударение падает на личное окончание, то по нему и определяется спряжение, в соответствии с правилом.

3. Если ударной оказывается основа, то необходимо поставить глагол в форму инфинитива. Важными будут три последние буквы образованной формы.

  • Глагол оканчивается на -ить (кроме трех исключений), значит, он второго спряжения. Сюда же отнесем 7 глаголов, оканчивающихся на -еть, и 4 глагола на -ать .
  • Глагол в начальной форме оканчивается на любые другие буквы (кроме вышеперечисленных 11 глаголов), значит, он спрягается по типу первого спряжения. Добавим сюда 3 глагола-исключения на -ить.

4. Глаголы хотеть и бежать - разноспрягаемые, их нельзя отнести ни к первому спряжению, ни ко второму, и эту особенность нужно просто запомнить.

Подведем итоги

Правописание окончаний глаголов требует знания правил и применения четкого алгоритма. Главное - правильно определить, к какому из двух спряжений относится слово, и в зависимости от этого написать нужную букву в безударном личном окончании. Глаголы коварны, среди них есть множество исключений, которые не желают подчиняться общим правилам, но внимание к слову и применение несложного правила помогут избежать многих ошибок!

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Возможные трудности

Добрые советы

Трудно запомнить все исключения из правила.

Обратившись к справочным материалам, заполните пробелы в списке №1.

Иногда тип спряжения определить трудно, потому что неясно звучит безударный суффикс неопределенной формы.

Ты кле…шь (кле…ть, какое спряжение?).

Ты се…шь (се…ть, какое спряжение?).

Такие суффиксы следует запоминать (см. в справочных материалах: «Правописание суффиксов глаголов»).

Ты клеишь (клеить, 2 спряжение).

Ты сеешь (сеять, 1 спряжение).

Что делать, если кажется, что к проверяемому глаголу можно подобрать две неопределенные формы?

Застав…шь (заставить, 2 спр. либо заставлять, 1 спр.)

Гон…шь (гнать, 2 спр. либо гонять, 1 спр.)

Определите вид проверяемого глагола. Это постоянный признак, поэтому в неопределённой форме должен сохраняться тот же вид, что и в личной форме. Задайте нужный вопрос к инфинитиву:
что делать? – несовершенный вид;
что сделать? – совершенный вид.

Заставишь (сов.в.) - заставить (сов.в.), а не заставлять (несов.в.).

Если глаголы одного вида, обратите внимание на разницу их значений и на их глагольные суффиксы.

Гонишь (образовано от глагола гнать).

Гон-я-ешь (образовано от глагола гон-я-ть).

Относятся ли к исключениям глаголы, образованные от слов-исключений с помощью приставок либо суффикса –ся?

Они прогон…т.

Они бре…тся.

Глаголы типа услышать, постелить и т.п., образованные с помощью приставок от глаголов – исключений, относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения.

Они прогонЯТ (прогнать, как и гнать, - глагол 2 спряжения).

Они застелЮТ (застелить, как и стелить, - глагол 1 спряжения).

Глаголы типа бриться, держаться и т.п., образованные с помощью суффикса -ся от глаголов – исключений, относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения.

Они гонЯТся (гнаться, как и гнать, - глагол 2 спряжения).

Они бреЮТся (бриться, как и брить, - глагол 1 спряжения).

Почему некоторые глаголы на –ать имеют окончания второго спряжения?

Кричать - крич-ишь.

Молчать - молч-ишь.

Такие глаголы и относятся ко 2 спряжению. Дело в том, что они имеют ударные окончания, поэтому правило «Правописание безударных личных окончаний глагола» к ним не следует применять.

Можно допустить ошибку в написании окончаний глаголов с приставкой вы- , например: выбеж…шь, вылет…шь .

Приставка вы- обладает свойством «перетягивать» ударение с окончания на себя. Но с добавлением к основе глагола приставки спряжение не меняется, поэтому безударное окончание в глаголе с приставкой такое же, как в однокоренном глаголе без приставки, от которого он образован.
выбежишь - бежишь;
выбежите - бежите;
вылетишь – летишь.

Список №1

Глагол-исключение

Форма 2 л. ед. ч. (ты что делаешь?)

Форма 3 л. мн. ч. (они что делают?)

Ты бре-ешь

Они бре-ют

Зависеть

Ненавидеть

Смотреть

Правописание суффиксов причастий.

Возможные трудности

Добрые советы

Без умения определять спряжение глагола легко ошибиться в суффиксах причастий настоящего времени.

Лаять (? спряжение) - ла…щий.

Стелить (? спряжение) - стел…щий.

Вернитесь к теме «Правописание безударных личных окончаний глагола», ещё раз загляните в справочные материалы и в раздел «Добрые советы». Особое внимание обратите на глаголы-исключения.

Обратите внимание на слово движимый.

Слово движимый имеет суффикс –им-, поскольку образовано от устаревшего глагола движить.

Не запомнив безударных глагольных суффиксов, легко ошибиться и в написании страдательных причастий.

Зате…ть - зате…нный.

Обратитесь к теме «Правописание суффиксов глаголов», загляните в справочные материалы.

Иногда кажется, что к одному и тому же причастию можно подобрать сразу два глагола, от которых оно образовано.

Замеч…нный (от замечать или от заметить?).

Нагруж…нный (от нагружать или от нагрузить?).

Обычно страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов совершенного вида. Выберите из двух глаголов-кандидатов тот, который отвечает на вопрос что сделать? (т.е. глагол совершенного вида).

ЗамечЕнный (от заметить - сов.в.).

НагружЕнный (от нагрузить - сов.в.).

Запомните также:

замешенное тесто (замесить тесто);

замешанный в преступлении (замешать в преступлении);

выкаченная бочка (выкатить);

выкачанная вода (выкачать).

Правописание безударных личных окончаний глагола

Выбор безударной гласной в личном окончании глагола зависит от типа его спряжения.

Мы кле..м; ты слыш..шь; они бор..тся.

Чтобы выяснить написание окончания глагола, выполните следующие действия:

1) поставьте глагол в неопределенную форму (что делать / что сделать? );

2) определите по таблице тип его спряжения;

3) подставьте проверочное слово (ударное окончание проверочного слова подскажет нужную гласную).

Мы кле…м (клеИТЬ, II спряжение, мы говорИМ) - клеИМ

Ты слыш…шь (слышАТЬ, II спряжение, ты говорИШЬ) - слышИШЬ

Они бор…тся (борОТЬся, I спряжение, они берУТ) - борЮТся

Обратите внимание!

Иногда тип спряжения определить трудно, потому что неясно звучит безударный суффикс неопределенной формы (клеить, ссориться, сеять, таять, веять, реять, надеяться, затеять и др.).

Такие суффиксы следует запоминать см.: Правoписание суффиксoв глагoлов.

При постановке глагола в неопределенную форму определите его вид. Это постоянный признак, так что в инфинитиве он не должен измениться.

Заставишь (сов. в.) - заставить (сов. в.), а не заставлять (несов. в.).

Глаголы типа услышать, постелить и т. п., образованные с помощью приставок от глаголов - исключений, относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения.

Они прогонЯТ (прогнать, как и гнать, - глагол II спряжения).

Они застелЮТ (застелить, как и стелить, - глагол I спряжения).

Глаголы типа бриться, держаться и т. п., образованные с помощью суффикса -СЯ от глаголов - исключений, относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения.

Они гонЯТся (гнаться, как и гнать, - глагол II спряжения).

Они бреЮТся (бриться, как и брить, - глагол I спряжения).

уффиксы причастий

Правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени

Дремл..щая природа; вер..щий в себя; стел..щийся кустарник.

Дремлющая природа - образовано от дремать, I спр.

Верящий в себя - образовано от верить, II спр.

Стелющийся кустарник - образовано от стелить, I спр.

Правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени

Неслыш..мый; открыва..мый; рису..мый.

Неслышимый - образовано от слышать, II спр.

Открываемый - образовано от открывать, I спр.

Рисуемый - образовано от рисовать, I спр.

Правописание гласных перед суффиксом -ВШ- в действительных причастиях прошедшего времени

Раста..вший; повер..вший; посе..вший.

Растаявший - растаять.

Поверивший - поверить.

Посеявший - посеять.

Правописание гласной перед Н/НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Написание безударных окончаний глаголов зависит от того, к какому спряжению (первому или второму) принадлежит слово.

Ко II СПРЯЖЕНИЮ относятся все глаголы, в неопределенной форме оканчивающиеся на –ИТЬ (например: ЛЕПИТЬ, ЧИСТИТЬ, МАСТЕРИТЬ), а также 11 глаголов-исключений, из которых четыре оканчиваются на –АТЬ (ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, СЛЫШАТЬ) и 7 оканчиваются на –ЕТЬ (ЗАВИСЕТЬ, ВИДЕТЬ, ОБИДЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ).
Необходимо запомнить, что в окончаниях глаголов II спряжения пишутся буквы И, А, Я (-ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят). Например: зависИшь, зависИт, зависИте, зависЯт.

К I СПРЯЖЕНИЮ относятся остальные глаголы, то есть те, неопределенная форма которых оканчивается не на –ИТЬ (а на –ОТЬ, -УТЬ, -ЕТЬ, -АТЬ, -ТИ и т. д.), а также три глагола-исключения: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ.

Необходимо запомнить, что в окончаниях глаголов I спряжения пишутся буквы Е, У, Ю (-ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют). Например: лепечЕшь, лепечЕт, лепечЕте, лепечУт.

Обратите внимание: в русском языке есть небольшая группа глаголов, которые имеют окончания и первого, и второго спряжения вперемешку. Например, глагол ХОТЕТЬ в ед. числе имеет окончания первого спряжения (хочЕшь, хочЕт), а во множ. числе – второго (хотИм, хотИте, хотЯт). Такие глаголы называются разноспрягаемыми, и написание окончаний в них нужно проверять по словарю или запоминать. К этой группе относятся слова: ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, ДАТЬ, ЕСТЬ, БРЕЗЖИТЬ.

Упражнение

1. Князь Андрей ясно видел, что старик надеялся, что чувство его или его будущей невесты не выдерж_ т испытания года… (Л. Толстой)

2. Так гений радостно трепещ_ т,
Свое величье познаёт,
Когда пред ним гремит и блещ_ т
Иного гения полёт. (Н. Языков)

3. Страшно стан_ т, а тут, – точно как будто заслыш_ шь кого-то, – чей-то голос, как будто кто-то шепч_ т… (Ф. Достоевский)

4. Вникн_ м во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием. (А. Пушкин)

5. Одича_ шь, зна_ те, буд_ шь все время жить взаперти. (Н. Гоголь)

6. Они скоро знакомятся, и не успе_ шь оглянуться, как уже говорят тебе «ты». (Н. Гоголь)

7. Ах, я часто бываю неосторожна, но не думала, что вы слова мои прим_ те за колкую шутку. (Ф. Достоевский)

8. Ты вид_ шь ли, я его давно знаю, и Машеньку, твою золовку, люблю. (Л. Толстой)

9. Золовки – колотовки, ну а уж эта мухи не обид_ т. (Л. Толстой)

10. Пусть безумствует море и хлещ_ т,
Гребни волн поднялись в небеса,
Ни один пред грозой не трепещ_ т,
Ни один не свернет паруса. (Н. Гумилев)

11. Посылаю тебе, Постум, эти книги.
Что в столице? Мягко стел_ т? Спать не жестко?
Как там Цезарь… (И. Бродский)

12. И пышный пир как будто дремл_ т,
Безмолвны гости, хор молчит. (А. Пушкин)

13. Трата и труд, вечные приспешники доблести,
Бор_ тся за скрытый в опасностях подвиг.
За кем успех – тот и мудр в мнении людском... (Пиндар)

14. Он чувствовал, что его занятия происход_ т независимо от дела, что они не цепляют за дело и не заставляют его двигаться. (Л. Толстой)

15. – С Безуховой водиться я не люблю и не посоветую; ну, да уж если обещала, поезжай, рассе_ шься, – прибавила она, обращаясь к Наташе. (Л. Толстой)

16. Исполнив таким образом высший закон, ты обрящ_ шь следы древнего, утраченного тобой величества. (Л. Толстой)

17. Так и знал, – заговорил дядюшка (это был дальний родственник, небогатый сосед Ростовых), – так и знал, что не вытерп_ шь, и хорошо, что ед_ шь. Чистое дело марш! (Л. Толстой)

18. И все они борются и страда_ т, и мучают, и порт_ т свою душу, свою вечную душу, для достижения благ, которым срок есть мгновенье. (Л. Толстой)

19. У нас растворили окошко; солнышко свет_ т, птички чирикают, воздух дыш_ т весенними ароматами, и вся природа оживля_ тся – ну, и остальное там все было тоже соответственное… (Ф. Достоевский)

20. Человек оскорбил вас, и вы убили его, и вы говорите, что вы не зна_ те Бога, и что вы ненавид_ те свою жизнь. (Л. Толстой)

Упражнение подготовили Н. Соловьева и Б. А. Панов («Лига Школ»).