Картотека дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР картотека по логопедии (старшая группа) на тему. Дидактические логопедические игры Картотека дидактических игр в логопедической группе

Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.

Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. При проведении игры логопеду необходимо учитывать особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами. Игра может проводится как самостоятельное, как предваряющее или закрепляющее занятие, а также как отдых. Ребёнок, увлекаясь игрой, стараясь как можно лучше соблюсти её условия, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс овладения речью будет протекать активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче. В данной работе приводятся примерные игры, используемые в логопедической работе с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры в логопедической работе с дошкольниками.

САМООБРАЗОВАНИЕ

Учитель-логопед Страхова Г. П.
ГБОУ д/с №1934 ЗАО г. Москва

Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.

Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправданно физиологическими особенностями формирования детской речи. Но если ребенок неправильно произносит звуки или недостаточно отчетливо произносит слова, то взрослые обязательно должны обратить на это внимание. Если не исправить своевременно многие речевые аномалии, они могут стать причиной неуспеваемости ребенка в школе и повлиять на развитие личности в целом.

Коррекцию нарушений речи можно считать особо важной проблемой как общей, так и специальной педагогики. С психологической точки зрения это формирование нового отношения к речи. Предметом познания становиться сама речь, ее звуковая сторона.

Развитие речи у детей дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно неправильно произносят отдельные звуки. Нередко недостающие звуки у маленьких детей, например, можно получить путем упражнений в целостной, связной речи, при подчеркнутом произнесении дефектного звука воспитателем или родителями, без специальных упражнений.

Уже с самого раннего возраста в развитии речи выступает на первый план активное подражание речи взрослых, что является могучим фактором развития речи. Прежде всего, необходима правильная, отчетливая, плавная речь окружающих. Хотя у ребенка на первых порах вследствие общей мышечной слабости, а следовательно, и слабости органов речи, помимо неразвитости координационных аппаратов психики, звукопроизношение неотчетливое (лепечущее), все же ни в коем случае нельзя окружающим говорить с ним таким же лепетным языком. Постоянная правильная речь окружающих в конце концов вызовет такую же правильную речь у ребенка – у одного раньше, у другого позже.

Расстройства речи чрезвычайно разнообразны, и вместе с тем каждое из них представляет собой проблему физического состояния организма, психического развития и зрелости личности, характера и темперамента, социальных взаимоотношений, т.е. связанность со всем организмом. Выяснение характера речевых расстройств и их причин составляет первую ступень логопедической работы. В какой степени динамичны речевые расстройства, в такой же степени динамичны должны быть и логопедические методы.

Внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов: от анатомического строения артикуляционного аппарата, от умения ребенка ощущать движения органов артикуляции, от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.

Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга встречается у детей, подверженных частым заболеваниям, у таких детей задерживается усвоение системы звукопроизношения. Они долгое время не умеют различать звуки речи и управлять своими органами артикуляции. Такие дети смешивают, заменяют и искажают звуки.

В раннем периоде развития речи нельзя заставлять чрезмерно повторять одно и тоже: утомляется нервная система, исчезают внимание и интерес, и ребенок временно перестает отвечать; иногда частые требования говорить приводят его к полному отказу от речи на продолжительное время - к речевому негативизму. Поэтому звукопроизношение ребенка всегда должно быть связанно с определенным доступным и интересным содержанием, лучше всего в игровой форме.

Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. При проведении игры логопеду необходимо учитывать особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами. Игра может проводится как самостоятельное, как предваряющее или закрепляющее занятие, а также как отдых . Ребёнок, увлекаясь игрой, стараясь как можно лучше соблюсти её условия, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс овладения речью будет протекать активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

В данной работе приводятся примерные игры, используемые в логопедической работе с детьми.

Подготовительные игры и упражнения.

  1. Гимнастика общих движений тела.

«Движение – это жизнь».

Активные движения не только укрепляют двигательный аппарат: оно способствует нервно-психическому развитию ребенка. Игры помогают воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, быстроте мысли, развитию положительных чувств. Активные действия в игре помогают устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость.

При подборе игр необходимо учитывать возраст детей, их физическое состояние. Содержание игр, условия и правила, а также все движения должны соответствовать возрасту.

На логопедических занятиях проводятся физминутки, гимнастика общих движений тела. Особенно полезны подвижные игры, по возможности, с речью. Под ритмическую команду голосом, музыкой производится гимнастика всего тела и его конечностей.

ФИЗМИНУТКИ

1. Все захлопали в ладошки, дружно, веселее.

Ножки, ножки застучали, громче и быстрее.

По коленочкам ударим, тише, тише, тише.

Ручки вверх мы поднимаем, выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки, снова опустились,

Покружились, покружились и остановились.

2. Очень трудно так стоять, ножку на пол не спускать.

И не падать, не качаться, друг за друга не держаться.

3. Сначала буду маленький, к коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большой, до лампы дотянусь.

Дети выполняют движения вместе с логопедом.

2. Развитие мелкой моторики пальцев руки.

Исследованиями М.М. Кольцовой установлено, что становление речи тесно связанно с развитием мелкой моторики пальцев руки. Развитию мелкой моторики способствуют индивидуально проводимые игры и упражнения по нанизыванию колец пирамидки, выкладыванию мозаики, палочек. При этом важно учить детей правильно захватывать предметы тремя пальцами (большим, указательным и средним).

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что также является одной из причин более позднего становления звуков речи. Пальцы руки – второй орган речи. Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроиизношение.

ИГРА С ПАЛЬЧИКАМИ

1. Кулачки мы вместе сложим,

Нашим пальчикам поможем

Разогнуться и подняться.

Пальчик к пальчику прижмем,

Снова в кулачки сожмем.

Разгибаем, загибаем,

Снова в кулачки сжимаем.

2. Этот пальчик мой танцует.

Этот вот кружок рисует

Этот пальчик ловко скачет,

Будто легкий, легкий мячик.

А мизинчик мой, малышка,

Ноготком скребет как мышка.

А большой мой, толстячок,

Тот улегся на бочок.

А теперь все по порядку

Пальцы делают зарядку.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения являются собственно первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни ребенка. Этим намечается путь искусственного воспитания нормальных движений звукопроизносительного аппарата в случае расстройств.

На логопедическом обследовании у многих детей обнаруживаются нарушения в строении и подвижности органов артикуляционного аппарата. Нарушения в анатомическом строении артикуляционного аппарата - если дело в укороченной или короткой подъязычной уздечке - исправит хирург-стоматолог, а затем с помощью специальных упражнений логопед поможет « растянуть» её. При дефектах развития челюстей образуется неправильный прикус, при этих аномалиях детей следует направлять к врачу-ортодонту.

При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти, из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазанно. Нарушается динамика движения. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. А от скорости переключения зависит чёткость произнесения звуков.

Артикуляционная гимнастика не только улучшает двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекает в работу компенсирующие мозговые системы. Целью такой гимнастики является выработка полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.

Подготовка артикуляционного аппарата предполагает проведение дыхательных упражнений. Детей следует учить длительному выдоху, контролируя его силу и длительность. Для этого их просят поддувать подвешенные полоски папиросной бумаги, ватные шарики, мелкие плавающие игрушки в тазу с водой и т.д.

Например; машина долго гудит: би-и-и; резко: би-би; девочка тихо укачивает куклу: а-а-а и т. д.

Гимнастика органов речи сначала проводится по подражанию совместно с логопедом, «сопряженно») и как повторение за ним («отраженно») перед зеркалом.

По овладению движением оно проводится по словесному заданию логопеда, сначала перед зеркалом, а потом без зеркала.

Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на подготовительные упражнения и основные - те, которые нужны для постановки определенного звука.

Подготовительные артикуляционные упражнения бывают статистические и динамические.

1. Статистические: «ЛОПАТОЧКА». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 секунд.

«ТРУБОЧКА». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в замедленном темпе 10-15 раз.

  1. Динамические: « Качели ». Высунуть узкий язык. Тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда 10-12 раз.

«ЧАСИКИ». Высунуть узкий язык, двигать языком из угла в угол рта в медленном темпе. Повторить 10-15 раз.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ.

1.Игры и упражнения на развитие фонематического слуха.

В понятие «звуковая культура речи» входит не только правильное звукопроизношение, но и отчетливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, ее громкость, а также речевой слух.

Исправление недостатков звукопроизношения у детей начинается с постановки точного, тонко дифференцированного произношения звукосочетаний, одновременно у них развивают фонематическое восприятие. Без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения, невозможно их правильное произношение. При нарушении фонематического слуха прежде всего следует начинать работу по его развитию.

Игры на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. В начале детей учат слышать, различать и определять первый звук в одном слове (игра «Определи первый звук»), затем – первый и последний звуки в ряде слов (игра «Цепочки слов»). Далее дети определяют любую позицию звука в слове (в начале, в конце и в середине) (игровое упражнение «Найди место звука в слове»). Затем дети упражняются в подборе слов с определенным звуком (игры «Кто в домике живет?», «Собери букет»), в дифференциации более сложных звуков (игры «Кто быстрее соберет вещи», «Магазин»).

При формировании фонематического слуха следует развивать у ребенка представления о звуковом составе слова, умение различать в речевом потоке отдельные слова, слышать звуки в слове и выделять их, составлять слоги, слова и предложения. Развитие фонематического восприятия производится в игровой форме на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях.

А) Начинается работа на материале неречевых звуков.

ИГРА «ГДЕ ПОЗВОНИЛИ?»

ЦЕЛЬ. Определение звука и накопление словаря.

ОБОРУДОВАНИЕ. Звоночек, колокольчик, дудочка, др. и картинки с их изображением.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой – нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагается закрыть глаза и угадать, где позвонили, показать направление рукой и взять картинку с изображением инструмента.

ИГРА « ТИХО – ГРОМКО».

ЦЕЛЬ. Развитие координации движений и чувства ритма.

ОБОРУДОВАНИЕ. Бубен, тамбурин и др.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Логопед стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий полным шагом, под более громкий бегут.

Б) Постепенно вводятся звуки речи, правильно произносимые детьми.

ИГРА «УГАДАЙ, КТО ЭТО».

ЦЕЛЬ. Воспитание слухового внимания.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети стоят по кругу, каждый держит игрушку какого – нибудь животного. Водящий с завязанными глазами должен дотронуться до ребенка, а тот издает звуки, соответствующие его игрушке (мяу, гав, му и др.). Водящий угадывает товарища.

В) Одновременно с постановкой какого – либо звука, используются игры на различение и выделение этого звука (на слух) в ряду звуков, в слогах, словах.

ИГРА «ПОДНИМИ ФЛАЖОК»

ЦЕЛЬ. Выделение на слух звука «Р» в ряду звуков.

ОБОРУДОВАНИЕ. Флажки и др.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Логопед называет ряд звуков: м, н, р, п.Дети поднимают флажок только на звук «р».

Г) Можно использовать игры и упражнения, направленные на устный анализ слов. Например: детям предлагается определить место звука «т» в слове «КОТЫ», сколько слогов в слове, назвать первый слог, второй слог, назвать звуки первого слога, второго, найти, в каком слоге находиться звук «т».

2.Специальные артикуляционные упражнения, используемые при постановке звуков.

Параллельно с работой по развитию фонематического восприятия проводится специальная артикуляционная гимнастика. Целью такой гимнастики является выработка полноценных движений арктикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Упражнять следует только нарушенные движения и только те, которые нужны для постановки определенного звука. В области преодоления дефектов речи коррекция артикуляций является ведущей работой.

ИГРА «ЛОШАДКА».

ЦЕЛЬ. Активизация кончика языка при постановке звука «Р».

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети щелкают кончиком языка за верхними зубами. Кончик языка надо поднимать прямо не поворачивая его. Щелкать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

3. Формирование звуков. Автоматизация и дифференциация.

Для автоматизации и дифференциации поставленных звуков логопед использует обычную последовательность закрепления звуков во всевозможных сочетаниях: в слогах, словах, предложениях, стихотворениях, рассказах. Наиболее часто используются различные ПОДВИЖНЫЕ и ДИДАКТИЧЕСКИЕ игры.

ИГРА «ПИЛЬЩИКИ».

ЦЕЛЬ. Автоматизация звука «З».

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети становятся друг перед другом, соединяют крест – накрест руки и воспроизводят под счет логопеда движение пилы по бревну, произнося длительно звук «З». Логопед напоминает детям как нужно правильно держать язычок при произнесении этого звука.

ИГРА «НАЗОВИ КАРТИНКУ».

ЦЕЛЬ. Автоматизация звука «З» в словах и предложениях.

ОБОРУДОВАНИЕ. Картинки на звук «З».

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети сидят за столами. На столе у логопеда лежит стопка картинок рисунками вниз. У каждого ребенка такие же парные картинки. Логопед вызывает одного ребенка и просит взять верхнюю картинку, показать детям и сказать, какую картинку он взял. Тот, у кого такая же картинка встает, показывает ее ребятам и говорит: «И у меня на картинке зайка». Игра продолжается до тех пор, пока не будут разобраны все картинки. (По аналогии игру можно проводить, используя другие звуки).

ИГРА «НЕ ОШИБИСЬ».

ЦЕЛЬ. Дифференциация звуков « С - З».

ОБОРУДОВАНИЕ. Картинки на звуки «С-З». Картинки «Свисток» и «Звонок» каждому ребенку.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Детям дают по две картинки.На одной нарисован свисток, на другой - звонок. Дети берут их в руки. Логопед показывает детям и называет картинки, в названии которых есть звуки «С» или «З». Если в слове есть звук «С», то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с…, а если звук «З», то – со звонком и говорят з-з-з…

ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНО ОФОРМЛЕННОЙ РЕЧИ .

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения.

Формирование разных сторон грамматического строя (синтаксиса, морфологии, словообразования) языка дошкольника имеет свою специфику и проходит поэтапно.

Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием являются важным средством стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере грамматики.

У детей с недоразвитием речи нередко наблюдается отставание в формировании грамматического строя языка. Основная задача коррекционного обучения применительно к данному разделу сводится к тому, чтобы учить детей правильно строить простые предложения, наблюдать связь слов в словосочетаниях и предложениях, правильно строить сложные предложения. Особое внимание следует уделять изменению падежных форм единственного и множественного числа существительных в зависимости от вопроса или предлога, изменению грамматичеcких форм лица и числа глаголов, правильному согласованию прилагательных с существительными, числительных с существительными и т.д.

ИГРА «В ОВОЩНОМ МАГАЗИНЕ».

ЦЕЛЬ. Тренировать детей в правильном практическом употреблении сочетания числительных с существительными.

ОБОРУДОВАНИЕ. Картинки с нарисованным на них овощами в разных количествах.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. На столе разложены картинки с нарисованными на них овощами (одна морковка, пять морковок, четыре огурца и т.д.). Дети по одному подходят к столу, берут любую картинку и говорят: «Я купил одну морковку», «Я купил четыре огурца». Игра продолжается до тех пор, пока не разберут все картинки.

ИГРА «ГДЕ ИГРУШКИ».

ЦЕЛЬ. Тренировать детей в правильном употреблении падежных форм существительных с предлогами.

ОБОРУДОВАНИЕ. Игрушки (кукла, машинка, кубик и т.д.).

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Игрушки находятся в разных местах комнаты. Дети сидят на стульях. Логопед предлагает составить предложения о том, где находятся игрушки. «На столе кукла. Около шкафа кубик. Под столом машина.»

ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ .

Продолжая работу над речевым развитием логопед, опираясь на знания детей об окружающем мире и уже знакомый им словарь, ставит перед собой следующие задачи: а) расширять словарь детей, привлекая их внимание к оттенкам значения слов и некоторым способам словообразования; б) активизировать имеющийся у детей словарь. С этой целью на занятиях детям предлагаются различные игры и упражнения, развивающие умение подмечать общие и различные морфологические элементы слов, устанавливать взаимосвязь между значением слов и их звуковым составом.

ИГРА « ПОМОГИ ДЕТЕНЫШАМ НАЙТИ СВОЮ МАМУ».

ЦЕЛЬ. Расширение активного и пассивного словаря по теме «Животные».

ОБОРУДОВАНИЕ. Картинки, изображающие домашних животных и их детенышей.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Логопед делит детей на две группы, раздает одной группе картинки с изображением взрослых животных, другой – их детенышей. Логопед говорит: «На лужайке гуляли детеныши и потерялись, найдите своих мам. Потерялся теленок. Кто его мама?» и т.д.

ИГРА «НАЗОВИ ЛАСКОВО».

ЦЕЛЬ. Тренировать детей в образовании слов с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.

ОБОРУДОВАНИЕ. Картинки с изображением различных животных и предметов.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Детям раздают картинки. Каждый должен назвать, что изображено на картинке и как назвать это ласково. «Скамейка – скамеечка, кошка – кошечка, цветок – цветочек».

Планируя работу с детьми, логопед должен продумать и определить место, роль и связь игр с содержанием занятий, другими приемами обучения и воспитания детей. В игровой форме процесс развития речи протекает быстрее и активнее, так как игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В игре ребенок преодолевает трудности легко, не замечая, что его учат.

Игры и задания можно включить в повседневные занятия с детьми на любом этапе речевой работы. Эти игры и задания могут предварять занятия, включаться в середину занятия, носить характер физминуток, а также могут носить и самостоятельный характер. Чтобы у детей возникал интерес к играм, логопед должен тщательно продумывать оборудование для проведения игр, оно должно быть ярким, красочным. В проведении игр большая роль принадлежит воспитателю, так как у него больше возможностей организовать и провести разнообразные игры. Логопед дает воспитателю задание, какие игры нужно провести с различной категорией детей.

Игры используются для формирования правильной речи у детей и коррекции различных ее несовершенств. Для детей с недостатками звукопроизношения (физиологические несовершенства, функциональные дислалии) и для детей ринолаликов и дизартриков рекомендуются игры на развитие слухового внимания, фонематического слуха, артикуляционной моторики и игры на формирование определенных групп звуков(их постановка, автоматизация, дифференциация).Этой категории детей будут полезны игры на развитие дыхания и голоса. Закрепление правильного звукопроизношения во фразовой речи у детей дизартриков и ринолаликов можно проводить на материале потешек, чистоговорок и загадок.

В логопедической работе с заикающимися детьми широко используются игры. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь и личность заикающегося. Разнообразные игровые ситуации, умело созданные логопедом, побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекают его внимание от речевого дефекта, предоставляют богатые возможности для осуществления целенаправленной психотерапии. Игра оказывает благотворное воздействие на общее психическое состояние заикающегося, вызывает у него встречную активность, затрагивая его интересы, фантазию, воображение. Все это повышает эффективность коррекционной работы.

Логопеды должны всегда иметь в виду воспитательные и образовательные цели, которые несет каждая игра: развитие наблюдательности, представлений, знаний, навыков, правильного отношения ребенка к коллективу и к своему месту в нем.

Литература.

1.А.Г.Арушанова «Речь и речевое общение детей»

Москва. « Мозаика-Синтез» 1999 г.

2.А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду»

«Просвещение» Москва 1974г.

3.И.Г.Выгодская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская «Устранение

Заикания у дошкольников в игре» «Просвещение»

Москва 1984г.

4.Л.И.Ефименкова «Формирование речи у дошкольников»

«Просвещение» Москва 1981г.

5. «Игры в логопедической работе с детьми» под редакцией

В.И.Селевёрстова «Просвещение» Москва 1981г.

6. «Игры с правилами в детском саду» Сборник дидактических

И подвижных игр к «Программе воспитания в

Детском саду. «Просвещение» Москва 1996г.

7.Г.А.Каше «Исправление недостатков произношения у

Дошкольников» «Просвещение» Москва 1971г.

8.Г.А.Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи»

«Просвещение» Москва 1985г.

9.И.Лопухина «Логопедия - речь, ритм, движение» «Дельта»

Санкт-Петербург 1997г.

10.А.И.Максаков, Г.А.Тумакова «Учите, играя» «Просвещение»

Москва 1979г.

12.С.А.Миронова «Развитие речи дошкольников на

логопедических занятиях». «Просвещение»

Москва 1991г.

13. «Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению»

Под ред.Т.В.Волосовец «Академа»Москва 2000г.

14. З.А.Репина, В.И.Буйко «Уроки логопедии» Екатеринбург

2001г.

15. Ж.М.Флерова «Логопедия» «Феникс» Ростов на Дону.

2000г.

16. М.Е.Хватцев «Логопедия» «Просвещение» Москва

Логопедические игры для детского сада

Червякова Татьяна Васильевна, учитель-логопед МДОУ детский сад "Родничок" пгт Свеча Кировской области
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию дидактические игры и упражнения по лексическим темам «Одежда», «Обувь», «Головные уборы». Игры предназначены для детей старшего дошкольного возраста. В ходе игр дети в занимательной форме упражняются в словообразовании и словоизменении. Игры могут быть использованы для индивидуальной и подгрупповой работы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам дошкольных учреждений, воспитателям, а также родителям при проведении игры в домашних условиях.
Цель: закрепление полученных знаний на занятиях в занимательной игровой форме.
Задачи:
- проверить знания, умения и навыки детей по теме;
- учить применять их в практической деятельности – игре;
- воспитывать интерес к речевым играм.

Игра «Чья одежда – мамина или Танина?»

Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
Игровой материал.
- картинки с предметами взрослой и детской одежды и обуви

- картинки двух шкафов:
Шкаф для маминой одежды и шкаф для Таниной одежды.


Ход игры:
Взрослый выставляет на доску картинки с изображением шкафов, картинки предметов одежды и обуви. Дети подходят к доске выбирают картинку, рассказывают, чей это предмет одежды и раскладывают по шкафам.


- Это длинное платье мамино.
- Это синее платье Танино.
- Эта розовая блузка Танина.
- Эта белая блузка мамина.
- Эти чёрные брюки мамины.
- Эти сиреневые брюки Танины.
- Эта пышная юбка Танина.
- Эта узкая юбка мамина и т.д.

Игра «Подбери признак»

Цель: упражнять в подборе прилагательных к существительным.

Ход игры: Ребёнок называет предмет одежды, а затем подбирает признаки к данному предмету одежды, например,
платье – красивое, длинное, вечернее, нарядное.

Ребенку необходимо подобрать не менее 3 признаков.

Игра «Назови ласково»

Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-,- очк-, -еньк-, -оньк-.
Ход игры: Взрослый называет предмет маминой одежды или обуви, а ребенок - Таниной, причём называет его ласково, например,
- У мамы платье, а у Тани … платьице .
- У мамы туфли, а у Тани … туфельки.
- У мамы брюки, а у Тани … брючки.
- У мамы куртка, а у Тани … курточка .

Игра «Что из чего?»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Ход игры: Взрослый сообщает:
- У мамы и у Тани много одежды. Она сшита из разных тканей. Давайте расскажем, из чего и какие бывают предметы одежды.
- Платье из шёлка (какое?) – шёлковое.
- Кофта из шерсти (какая?) – шерстяная.
- Сапоги из кожи (какие?) – кожаные.
- Сапоги из резины (какие?) – резиновые.
- Пальто из драпа (какое?) – драповое.
- Брюки из вельвета (какие?) – вельветовые.

Игра «Один - много»

Цель: формирование навыка образования форм существительного в родительном падеже множественного числа.
Ход игры: Ребенку предлагается назвать предмет одежды со словом много, например,
- У мамы одно платье, а у Тани много платьев .
- У мамы одна юбка, а у Тани много юбок...

Игра «Два – две»»

Цель: упражнять в умении согласовывать числительные два, две с существительными.
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку ответить на вопросы:
- О чём можно сказать два?
- Два платья, два пальто, два плаща…
- О чём можно сказать две?
- Две футболки, две шубы, две куртки, две юбки, две кофты…

Игра «Считай и называй»

Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.
Ход игры: Взрослый показывает карту с изображением предметов одежды, обуви, головных уборов и предлагает ребёнку помочь Тане сосчитать вещи.


Например,
Одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок.
Одна куртка, две куртки … пять курток.
Одна пара сапог, две пары сапог, три пары сапог … шесть пар сапог.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимов).
Ход игры. Взрослый предлагает ребёнку ответить наоборот:
Чистые ботинки – … грязные ботинки;
Новые сапоги – … старые сапоги;
Широкая юбка – … узкая юбка;
Длинное пальто – … короткое пальто;
Белый пиджак – … черный пиджак.

Игра «Разложи по полочкам»

Цель: упражнять в классификации предметов одежды, обуви и головных уборов.
Ход игры. Взрослый показывает картинку шкафа с полками и сообщает:
- Посмотрите – это шкаф. Каждый предмет в нём имеет своё место: головные уборы хранятся на верхней полочке, обувь – на нижней, а одежда – на средней. Давайте разложим картинки с изображением различных предметов одежды, обуви и головных уборов по своим местам.


Дети раскладывают картинки и объясняют:
- шапку я положу на верхнюю полку, потому что это – головной убор;
- кофту положу на среднюю полку, потому что это – одежда;
- тапки положу на нижнюю полку, потому что это – обувь ….

Игра «Мой, моя, моё»

Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мои, моё.
Ход игры: Взрослый раскладывает на столе предметы одежды и обуви. Предлагает ребёнку внимательно посмотреть на них и сказать, к какому предмету подходит слово «мой», «моя», «мои», «моё».
Мой (что?) – свитер, сарафан, шарф, костюм…
Моя (что?) – куртка, кофта, шуба, юбка …
Мои (что?) – сапоги, туфли, шорты, брюки…
Моё (что?) – платье, пальто…

Игра «Четвёртый лишний»

Цель: активизировать словарь детей по теме, развивать мыслительную деятельность, внимание.
Ход игры. Взрослый показывает ребёнку картинки, просит назвать их, указать в каждом ряду лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя.

Творчество в работе учителя-дефектолога – неотъемлемый фактор успешности коррекционной работы.

Наверное, в любой профессии желателен творческий подход к работе, а в работе учителя-дефектолога он просто необходим. Дети, с которыми работает учитель-дефектолог пункта коррекционно-педагогической помощи учреждения дошкольного образования, в силу возраста не понимают, зачем логопед берет их на занятия.

К тому же, кроме речевого нарушения, они могут иметь особенности внимания, памяти, мышления, у детей может быть недостаточно развита мелкая моторика. Так же, как и все дети, они могут быть активными, неусидчивыми или пассивными, рассеянными. И педагог должен найти подход к каждому, ведь от этого зависит результат его коррекционной работы.

Особое внимание учитель-дефектолог должен уделить наглядности и играм.

Дидактический материал, который использует в работе учитель-дефектолог (игры, упражнения), должен быть красочным и интересным ребенку.

Ребенок-дошкольник хочет играть – пусть он играет, а педагог должен построить свою работу так, чтобы в игре выполнялась основная задача – коррекция имеющегося нарушения.

У каждого учителя-дефектолога имеется в арсенале свой набор игр и упражнений – компьютерных или бумажных, приобретенных или изготовленных своими руками. Игр – огромное множество.

Но сколько бы ни было издано пособий и дидактических игр, у каждого дефектолога в арсенале будет что-то свое, сделанное своими руками, какая-нибудь оригинальная игра, непохожая на другие игры. А если еще он владеет компьютером, возможности которого просто безграничны, то тут большой простор для фантазии.

Предлагаю несколько образцов простых игр, изготовленных с помощью компьютера, которые можно использовать в работе с детьми с нарушениями речи для автоматизации и дифференциации звуков, развития звуко-буквенного анализа, фонематического слуха, коррекции лексико-грамматической стороны речи, умения составлять простые и сложносочиненные (сложноподчиненные) предложения.

Игры я составляю в программе для составления презентаций Power Point: вставляю выбранную картинку-фон (дорожку, улитку, змейку, гусеницу, таблицу и т.п.) и накладываю на нее картинки с нужным звуком. Фон картинок лучше сделать прозрачным.

Это можно сделать в программе Adobe Photoshop, Point.net или какой-то другой программе – той, которой владеет педагог. Далее, при желании, можно сделать фон пособия.

Сюжет логопедической игры – дело фантазии логопеда.

Логопедические бродилки

Изготовление пособия. Выбрать картинку-бродилку, наложить на нее картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры:

Ход игры.

Ребенок «идет» пальчиками по дорожке, четко проговаривая закрепляемый или дифференцируемые звуки.

Варианты игры (этой и последующих):

1. Предложить ребенку найти на картинке еще предметы с заданным звуком и посчитать их: одна елка, две елки, три елки, четыре елки пять елок. В этом случае ребенок учится согласовывать числительные с существительными. Для упражнения в согласовании прилагательных с существительными добавляем признак – зеленая елка. Ребенку нужно будет проговорить: одна зеленая елка, две зеленые елки, … пять зеленых елок.

2. Предложить ребенку выбрать пять понравившихся картинок (например, велосипед, рыбка) и составить с ними предложения («Мама купила велосипед», «Рыбка плавает в реке»).

3. Предложить ребенку выбрать пять понравившихся картинок и поиграть в игру «Жадина»: «Мой велосипед, моя свинка, моя шляпа» и т.д. Или игра «Не жадина»: «Я все отдал тебе, и теперь у меня нет велосипеда, нет свинки, нет шляпы». Так мы упражняем ребенка в правильном употреблении падежных окончаний существительных.

4. Предложить ребенку выбрать пять понравившихся картинок и поиграть в игру «Один-много»: елка – елки, свинка – свинки, велосипед – велосипеды.

На базе одной картинки из предложенных игр можно реализовать множество вариантов игр, реализуя главную цель – коррекция нарушений речи.

Логопедические лабиринты

Изготовление пособия.

Выбрать картинку-лабиринт, вставить в слайд презентации, наложить картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Ход игры.

Ребенок называет картинки лабиринта, четко проговаривая звуки.

В эту игру может играть ребенок с логопедом, а можно организовать ее с подгруппой детей, у которых автоматизируется один и тот же звук. В таком случае потребуется кубик и фишки. Игроки бросают кубик. Сколько выпало точек, столько игрок может сделать ходов, четко проговаривая слова с закрепляемым звуком (или с дифференцируемыми звуками). В этой игре есть опасность зайти в тупик, поэтому ребенку нужно быть внимательным и следить, чтобы этого не произошло. Кроме автоматизации звуков, в этой игре развивается еще и зрительное внимание, а отвечая на вопрос-название игры, ребенок учится составлять предложения с предлогами.


Кроме закрепления звуков, в играх этой серии и в играх, представленных ниже, также можно предложить те же варианты задания для коррекции лексико-грамматической стороны речи, что и в играх-бродилках.

Логопедические гусеницы

Изготовление пособия. Выбрать картинку-гусеницу, вставить ее в слайд, наложить картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Ход игры.

Ребенок продвигает фишку по гусенице, четко проговаривая звуки.


На данном материале, кроме закрепления звуков, также можно отработать согласование числительных и прилагательных с существительными, единственное и множественное число существительных, умение составлять предложения.

Логопедические дорожки

Изготовление пособия. В функции «Вставка» выбрать «Фигуры», вставить подходящую фигуру, размножить ее и сделать из нее дорожку. Затем наложить на дорожку картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Ход игры.

Ребенок «идет» пальчиками по дорожке, четко проговаривая звук. Далее ребенок, отвечая на вопрос (например «Кого зовет коза?»), составляет простое предложение («Коза зовет козленка»).


На материале игр данной серии также можно отработать согласование слов в предложении, подбор признаков к предмету, единственное и множественное число существительных и т.д.

Логопедические собиралки

Изготовление пособия. В файл вставить картинку (например, гриб, клубнички), размножить ее и сделать из нее дорожку (можно взять картинки разных грибов), затем наложить на них картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон. Потребуется кубик и фишки.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Ход игры.


Игроки по очереди бросают кубик – сколько выпало точек на кубике, на столько картинок нужно продвинуть фишку, четко произнося название картинок.

Логопедические змейки

Изготовление пособия. Выбрать картинку-змейку, наложить картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Ход игры.


Игроки по очереди бросают кубик – сколько выпало точек на кубике, столько игрок может сделать ходов, четко называя слова с закрепляемым звуком. И здесь также можно выбрать три-пять картинок, составить с ними предложения, посчитать их, согласуя числительные с существительными. Затем можно закрыть или убрать картинки и дать ребенку задание: «Вспомни, какие картинки были на этой змейке» (развитие зрительной памяти).

Логопедическое домино

Изготовление пособия. В функции «Вставка» выбрать таблицу, вставить в слайд, залить таблицу понравившимся цветом, наложить картинки с нужным звуком.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков.


Картинный материал разрезать по горизонтали, затем по вертикали между одинаковыми картинками (можно заламинировать) и играть как в обычное домино. Разница лишь в том, что вместо точек на домино картинки, и нужно их назвать, согласуя числительное с существительным.

Логопедические улитки

Изготовление пособия. Выбрать картинку-улитку, наложить картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.


Для игры потребуется кубик и фишки. Играть может ребенок с логопедом, а можно организовать игру с подгруппой детей, с которыми осуществляется закрепление произношения одного и того же звука.

Ход игры.

Игроки по очереди бросают кубик – сколько выпало точек, столько игрок может сделать ходов, четко называя слова с закрепляемым звуком.

Цель игры для ребенка – добраться до приза (это может быть фишка, картинка, наклейка или какой-то другой приз), а для логопеда – закрепить у ребенка поставленный звук.

Варианты использования игры данной серии могут быть такие же, как и в играх других серий, а могут быть и свои – тут дело фантазии педагога.

Дидактические игры предназначены для индивидуальных, логопедических занятий с детьми 4 - 7 лет. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, родителям.

Цель : автоматизация и дифференциация звуков, развитие звукового анализа, развитие фонематического слуха.

Описание игр:

1. «Снегурочка и Снеговик»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков [С] - [Ш] в словах.

Оборудование: картинка с изображением Снегурочки и Снеговика, снежинки, на обороте которых изображены картинки с дифференцируемыми звуками.

Ход игры: Снегурочка и Снеговик - это снежные внуки Деда Мороза. Как ты думаешь, что они едят? А еще они любят «вкусные» снежинки. Давай накормим их. Но это непросто, посмотри, что нарисовано на снежинках. Для Снегурочки мы будем выбирать снежинки с картинками, в словах которых слышится звук - [Ш], а для Снеговика - картинки со звуком - [С].

2. «Угости Зою конфетами»

Оборудование: картинка с изображением девочки; конфеты, на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: Девочка Зоя очень любит сладости. Давай угостим Зою. Ты возьмешь конфетку и назовешь картинку. Если ты четко произнесешь звук [З] в слове - конфета достанется Зое, если нет - то конфета останется у меня.

3. «Дождик»

Цель: автоматизация звука [З] в словах.

Оборудование: картинка с изображением девочек под зонтом; капельки с картинками, в словах которых слышится автоматизируемый звук.

Ход игры: Две подружки Зоя и Зуля пошли на прогулку. Но вдруг начался дождик. Подружки не расстроились, ведь у них был с собой…(что?) - зонт. Девочки укрылись под ним. А веселые капельки дружно стекали с зонта и превращались в лужицы. Давай посмотрим, из каких капелек получилась лужица. Ты бери капельку и называй картинку, четко произнося звук [З]. Только очень постарайся, чтобы наша лужица получилась большая.

4. «Шарики для Лягушонка»

Цель: автоматизация звука [Ш] в словах.

Оборудование: картинка с изображением лягушонка с шариками; разноцветные шарики, на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: Лягушонок Кваша получил в день рождения воздушные шарики. Но вдруг подул ветерок, и шарики разлетелись. Давай поможем Лягушонку поймать шарики и привязать их на ниточку. Называй картинку на обороте шарика, четко проговаривая звук [Ш].

5. «Звуковая полянка»

Оборудование: три цветочка, обозначающих начало, середину и конец слова; «звуковая» пчелка.

Ход игры: Я буду называть тебе слова со звуком [Р], а ты внимательно слушай. Посади Звуковую пчелку на тот цветочек, где ты слышишь этот звук.

6. «Ежику снятся сны»

Цель: автоматизация звука [Л] в словах.

Оборудование: картинка ежика, спящего в кроватке, облачки-сны с картинками, в словах которых мы слышим звук [Л].

Ход игры: Ежик сладко спит и ему снятся сны. Давай посмотрим, что ему приснилось. Бери облачко и назови, что ты видишь на картинке, четко произноси звук [Л].

7. «День рождение Карлсона»

Цель: автоматизация звука [Р] в словах.

Оборудование: картинка с изображением Карлсона; «коробки с подарками», на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: У Карлсона - День рождения. Он пригласил много друзей. Как ты думаешь, кто пришел на праздник к Карлсону? (ответ ребенка). Они принесли много подарков. Давай посмотрим, что в этих коробочках. Называй картинки, четко произнося звук [Р].

8. «В каком домике живет звук?»

Оборудование: картинки - три домика с звуковыми схемами (начало, середина и конец слова); картинки на автоматизируемый звук.

Цель: развитие звукового анализа, фонематического слуха.

Ход игры: Посмотри сколько картинок, давай расселим их по домикам. Положи картинку в тот домик, где ты слышишь звук.

Каждую из этих игр можно разнообразить, например, перевернуть картинки и попросить ребенка назвать, что на них было изображено. С каждой картинкой можно поиграть в игры «Один - много», «Назови ласково», «Мой, моя, мое, мои» и т. д.