Формирование речевого самоконтроля у детей с нарушениями речи. Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Нужна помощь по изучению какой-либы темы


Современный сурдопедагогический процесс требует создания новой образовательной среды для детей с нарушениями слуха, которая имеет в своей основе социальную направленность, саморазвитие и самореализацию личности неслышащего учащегося. В программе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I -II вида формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи учащихся, соблюдение словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии выделено в качестве основной задачи по разделу «Обучение произношению».
перед педагогами коррекционной школы стоят следующие задачи:
- дать знания по школьным предметам;
- тренировка речевого слуха у детей;
- формирование речевых навыков;
Обучение глухих учащихся произношению составляет часть общей образовательно-воспитательной работы специальной (коррекционной) школы.
От качества фонетического оформления устной речи в значительной мере зависит интенсификация учебного процесса. Действительно, замедленная, с большим количеством дефектов речь тормозит нормальное течение урока. Невнятная или малоразборчивая речь, естественно, препятствует установлению контакта глухого школьника с окружающими его слышащими людьми.
С другой стороны, само качество обучения произношению обусловливается организацией всей жизни школы, в частности речевым режимом, под которым понимается «совокупность единых организованных и методических требований и мероприятий, обязательных для детей, педагогов и всего обслуживающего персонала.
Произносительные навыки формируются как при непосредственном общении с учителем (воспитателем), так и во время индивидуальных занятий с использованием специальных приемов. Известно, что при нормальном развитии ребенок осваивает речь спонтанно, без видимых усилий. Этот процесс совершается при помощи слухового анализатора, тесно взаимодействующего с речедвигательным и зрительным анализаторами. Очевидно, что при контроле за собственным произношением слуху принадлежит ведущая роль. Слуховой самоконтроль - не врожденное качество, он формируется постепенно в процессе общения. Его нарушение обусловливает различные отклонения в формировании и развитии речевой деятельности, в результате чего возникает необходимость специального обучения таких детей произношению. Наблюдая за речью детей в процессе обучения, можно увидеть, что они стараются говорить правильно, только когда их контролируют педагоги и родители. В случае ослабления или отсутствия контроля произношение становится небрежным, маловнятным. Кроме того, низкий уровень сформированности навыка самоконтроля за речью приводит к недостаточной автоматизации произносительных навыков. Таким образом, при обучении детей с нарушенной слуховой функцией одним из наиболее сложных направлений работы является формирование произносительной стороны устной речи и умений самоконтроля. Существуют различные подходы к определению понятия «самоконтроль». Но при всем их многообразии основная его функция едина: умение предупредить, обнаружить и исправить ошибки, оценить выполнение и результат.Поскольку слуховой анализатор, как средство контроля за собственным произношением у детей с нарушенным слухом не может качественно выполнять свою функцию, то обучение обеспечивается компенсаторной деятельностью сохранных анализаторов с привлечением остаточного слуха.
Для полноценного усвоения соответствующих навыков со стороны педагога требуется систематический контроль за произношением учащихся на индивидуальных и фронтальных занятиях, предметных уроках и во внеклассное время.
Коррекционная работа на уроке осложняется тем обстоятельством, что группа учащихся (в классе) весьма разнообразна: они имеют неодинаковые остаточный слух, возможности восприятия фонетических элементов устной речи, уровень речевого и психического развития, моторные трудности.
Формирование навыков самоконтроля происходит постепенно. Основой развития самоконтроля служит внешний контроль, осуществляемый другим человеком, который инструктирует, оценивает действия, указывает ошибки и способы их устранения. На основе внешнего контроля развиваются навыки самоконтроля. Его уровень зависит от умения обнаружить и исправить допущенную ошибку.
Для формирования самоконтроля произношения необходимо соблюдение ряда условий.- Усвоение произносительных умений и навыков, сравнение собственного произношения с образцом.-Существование внешнего контроля со стороны педагога и технических средств обучения как основы формирования и развития самоконтроля.- Знание учащимися различных способов самоконтроля, умение применять их. -Развитие слухового восприятия с умением оценить произношение, т.е. осуществление самоконтроля и взаимоконтроля на основе слуховых образов.- Соблюдение единого речевого режима (как на индивидуальных и фронтальных занятиях, так и на общеобразовательных уроках, и во внеклассное время).

Условно выделены три стадии формирования самоконтроля произношения в процессе коррекционно-педагогической работы:
подготовительная,
основная,
завершающая.На первых двух стадиях с ребенком работает сурдопедагог.
На завершающей стадии работы приобретенные навыки закрепляются в условиях естественной коммуникации (на фронтальных занятиях, общеобразовательных уроках, в игре, в повседневном общении и т.д.). Здесь значимая роль принадлежит не только сурдопедагогу, но и окружающим ребенка людям: учителям – предметникам, воспитателям, родителям, которые посредством внешнего контроля вводят приобретенные навыки в самостоятельную речь.
Выделяют три уровня самоконтроля.
Первый самый низкий, когда ученик допускает большое количество ошибок, но не замечает их. На этом уровне требуется указание учителя на ошибки. (мл. шк.)
На втором уровне ошибки замечаются, но допускаются повторно.
На третьем уровне ошибки предупреждаются.
Для формирования и развития самоконтроля речи школьников необходимо соблюдать фонетический режим - систему мероприятий и требований, направленных на закрепление усвоенных глухими школьниками правильных произносительных навыков.
К этим мероприятиям относятся:
1. Контроль за произношением учащихся.
Такой контроль осуществляется не только на индивидуальных занятиях по обучению произношению и фонетических зарядках. Он производится во время уроков по любому предмету, а также на занятиях во внеклассное время.
Учитель может и должен на уроке следить как говорят учащиеся. Все ошибки, которые допускают учащиеся по теме урока, зарядки или индивидуального занятия, непременно должны быть исправлены. Требования к исправлению произносительных ошибок варьируют в зависимости от того, насколько усвоена та или иная артикуляция, тот или иной навык.
1.Развитие навыков самоконтроля происходит на речевом уроке при проведении фонетической зарядки. Дежурные звуки для фонетической зарядки дают сурдопедагоги. Учитель обращает внимание в первую очередь на то, как воспроизводится материал по теме. Дежурные звуки говорят о наличии у учащихся умения правильно произносить эти звуки (иначе материал нельзя включать в зарядку). Отсюда следует, что ученик может и должен произнести их правильно. Поэтому допускаемые во время зарядки ошибки должны быть исправлены учителем обязательно. В противном случае пропадает весь смысл проведения фонетических зарядок.
Само исправление ошибок может осуществляться по-разному. Приведем несколько примеров соответствующих оценок и инструкций: «Ты сказал неправильно. Повтори хорошо», «Ты сказал неправильно. Послушай, как надо сказать (учитель дает образец правильного произношения). Повтори», «Ты сказал неправильно. Убери кончик языка вниз (учитель показывает) и повтори правильно».
Если этих мер не хватает для того, чтобы добиться необходимого результата, задерживаться не следует. Случаи неудач, особенно когда ошибку не удалось исправить, обязательно должны быть сообщены сурдопедагогу. Если дети научились слушать друг друга, очень полезно привлекать их внимание к произносительным ошибкам товарищей.
В конце фонетической зарядки следует подвести итог. При этом надо одобрить тех, кто хорошо работал.
План фонетической зарядки записывается в плане урока, на котором проводится зарядка.
В ходе учебного процесса на любом из уроков учитель дает ученику установку перед его ответом, например: «Говори хорошо», «Говори с ударением» (соответствующие таблички имеются у всех учителей на доске). Подобные замечания учителя определенным образом настраивают ученика, заставляют его мобилизовать свои умения и навыки устной речи. Очень важно поддержать ребенка, одобрить его, положительно оценить его успех: «Молодец! Говорил хорошо» и т. д. и т. п.
Если ученик говорит небрежно, хуже своих возможностей, учитель делает ему соответствующее замечание, например: «Говоришь плохо, повтори», «Говоришь неправильно, без ударения. Послушай, как надо. Повтори», «Говоришь плохо, пропускаешь звук... Послушай, как надо. Повтори».
Если у ученика есть навыки самоконтроля, бывает достаточно покачивания головой или движения пальца (дактильный знак), чтобы ученик, допустивший фонетическую ошибку, спохватился и повторил сказанное уже правильно. Но для этого совершенно необходимо знание учителем особенностей произношения каждого из учеников класса (связь с сурдопедагогом класса).
Ошибки подлежат исправлению только в том случае, если ученик по требованию или указанию учителя может правильно произнести соответствующее слово. Иначе говоря, исправляются такие случаи ошибочного произнесения, которые в профиле произношения ученика отмечены как +.
При исправлении произносительных ошибок очень большое значение имеет соблюдение учителем такта. Со стороны ученика может последовать негативная реакция.
Эти требования распространяются и на воспитателей, ведущих работу с детьми вне класса.
Фонетическая обработка речевого материала.
Предлагаемые на уроках, новые термины целесообразно представить в графическом виде - написать на доске, табличке; если эти слова есть в учебнике, можно указать на соответствующую страницу. Эти слова или словосочетания следует соответствующим образом обработать: поставить знаки словесного ударения, орфоэпии (в подобном виде представляются все новые термины или трудные для произношения слова всеми учителями-предметниками).
Учитель дает образец правильного произнесения. Это относится ко всем периодам обучения - с I до XI класс.
Важной стороной работы над произношением является воспитание у учащихся навыка улавливать произносительные ошибки в речи товарищей.
Этому следует учить детей с I класса. Сначала учитель постоянно привлекает их внимание к тому, как говорит отвечающий («Ира говорила хорошо», «Слушайте, как говорит Вова. Правильно? Нет, неправильно. Вова сказал спа - си - бо, а надо сказать спасибо», «Как сказал Витя?», «Какую ошибку сделала Лара?» и т. д.). Любую попытку оценить речь товарища, указать на допущенную им ошибку в произношении следует всячески поддержать. Надо одобрить ученика словами или положить ему фишку и т. п. Постепенно ученики привыкают к тому, что нужно слушать, как говорит отвечающий. Сначала, как правило, они замечают нарушения в слитности, затем ошибки в словесном ударении и темпе. При наличии определенного опыта слушать, как говорят другие, дети оказываются в состоянии находить и ошибки в воспроизведении звукового состава слов (пропуски звуков, замена звонких согласных глухими и наоборот, призвуки).
Умение вслушиваться в речь товарищей, замечать ошибки в их произношении имеет большое значение для оценки и собственной речи. Ведь именно способность оценить качество собственной речи, сопоставить ее с образцом, которым служит речь учителя, лежит в основе самоисправления, которое, в свою очередь, является предпосылкой совершенствования произносительных навыков у глухих.
Важнейшей предпосылкой успешного формирования устной речи у глухих является общая педагогическая культура учителя и его достаточно высокая квалификация в области обучения произношению. Это относится прежде всего к учителям младших классов, преподавателям языка в старших классах и сурдопедагогам, ведущим индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения.
Достаточно надежный самоконтроль может быть лишь тогда, когда собственные действия правильно оцениваются. Но у многих глухих учащихся оценка своего произношения не всегда правильно отражает качество речи.
Исследования показывают, что у значительной части глухих детей (около 40%) имеются те или иные остатки слуховых ощущений. Иногда они значительны и могут быть использованы в процессе обучения. В процессе длительных занятий и упражнений с использованием ЗУА (звукоусиливающей аппаратуры) остаточная слуховая функция у глухих детей активизируется. При этом улучшение слуховой функции идет не вследствие восстановления анатомо-физиологических механизмов слуха, а путем активизации и выработки у ребенка навыков использования уже имеющихся остатков слуха. Интенсивное развитие остаточного слуха и широкое его использование в работе над произношением значительно повышает возможности слухового самоконтроля. В результате специальной тренировки остатки слуха у детей развиваются. Ребенок начинает воспринимать или различать такие фонетические элементы речи, которые прежде не различал. Примером развития остаточного слуха является восприятие речевого материала, который предъявляется на слух в различных условиях обучения на общеобразовательных уроках.
На каждом уроке часть речевого материала предъявляется только на слух
(за экраном). Для этого материал тщательно продумывается. Он должен быть знаком детям. Новый по значению речевой материал предъявляется слухо-зрительно, далее условия предъявления речевого материала усложняются.
При использовании остатков слуха ребенок слышит каждое произносимое им слово, что является важным для слухового самоконтроля. Слуховое восприятие при резком снижении слуха дополняется зрительным восприятием видимых артикуляций (чтение с губ).
Таким образом, для закрепления правильного произношения и развития самоконтроля речи учителя используют различные способы предупреждения ошибок в речи учащихся, которым мы учимся на семинарах по коррекции произношения. К ним относятся:
-напоминание ученику перед уроком или в начале урока о необходимости правильно говорить слова с определенным звуком, использование нотирования.
-требовательность учителя, выражающаяся в общей установке не принимать от учащихся высказываний при плохом произношении, в настоянии повторного проговаривания фраз или отдельных слов, в которых допущены ошибки. Применять отраженное и сопряженное проговаривание, давать образец правильной речи. Это формирует установку на хорошее произношение. У всех учителей есть профили произношения учащихся каждого класса с отметкой рабочих звуков каждого ученика.
-пока еще недостаточно сформировано умение быстро, на ходу исправлять допущенную ошибку. На уроках нет возможности долго задерживаться на исправлении ошибок у отдельных учащихся, поэтому необходимо владеть приемами беглого исправления. К числу таких приемов относятся прежде всего требования сказать лучше, показ дактильным знаком, показ отдельных признаков артикуляции звука (кистями рук, вибрации носа, гортани, отодвигание языка, выдох через рот и т.д.), краткие словесные указания (подними язык, опусти язык, не вытягивай губы и т.д.). Учащиеся старших классов знают приемы самоконтроля и умеют себя контролировать. Но и учитель должен знать приемы самоконтроля и иметь профиль произношения учащихся.
Следует отметить, что работа над произношением - это не самоцель, она органично включена в деятельность по формированию общеобразовательных и коммуникативных умений и навыков.
Для соблюдения единого фонетического режима необходима взаимосвязь учителей, воспитателей и сурдопедагогов. Не нужно стесняться обращаться за помощью и консультацией к сурдопедагогам. Умение придет с опытом и желанием работы с детьми, имеющими нарушения слуховой функции.
Следовательно, формирование и развитие навыка самоконтроля фонетической стороны речи у детей с недостатками слуха на специальных коррекционных занятиях, их совершенствование на общеобразовательных уроках и во внеклассное время повышает качество устной речи учащихся, способствует более эффективному осуществлению процесса коммуникации.

Список использованной литературы1. Андреева Е.И. Психологические основы обучения глухих детей произношению: Метод. указ. для студ. дефектол. фак. Л., 1977.2. Багрова И.Г. Роль остаточного слуха в формировании у глухих школьников самоконтроля над произношением // Дефектология. 1973. № 6. С. 3-8
3.Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1981. -191 с, ил.
4.Щепилова Е.А., ст. преподаватель Института специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга, Санкт Петербург
Формирование навыков самоконтроля над произношением
у неслышащих школьников.
Сурдопедагог Казакова Е.В.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №86»

Учитель-логопед: Дудина Е.В.

Воронеж – 2015г.

Одна из наиболее актуальных проблем в коррекционной педагогике – проблема формирования механизмов деятельностной саморегуляции. Недоразвитие функций речевого самоконтроля – основная причина широко известного в настоящее время «кабинетного синдрома» , при котором сформированные умения и навыки зачастую проявляются у детей только в условиях логопедического кабинета.

Самоконтроль и саморегуляция не появляются сами по себе. Как отмечает Н.В. Нижегородцева, «формирование навыков самоконтроля и психической саморегуляции происходит только в процессе обучения, так как отличительная особенность учебной деятельности заключается в формировании произвольного уровня регуляции действий в соответствии с заданными нормами» . Поэтому, в логопедическом процессе на этапах постановки звука и его автоматизации также происходит формирование навыков самоконтроля и психической саморегуляции.

В процессе постановки звуков есть смысл использовать схемы артикуляций звуков, что позволяет познакомить ребёнка, со способами контроля за произношением звука. Можно использовать и другие различные опоры: зеркало, фотографии, профили артикуляции, муляж «гибкий язык» , знаковые символы для формирования «физиологического образа» звука, изображения языка при помощи рук, фонетическая ритмика, компьютерные технологии. В задания индивидуальных занятий включается материал, который способствует проверке ощущений, возникающих при произношении. Например, «говори правильно звук [ Ш ] » .

  • Посмотри, какие губы при звуке [ Ш ]
  • Посмотри, где у тебя язычок
  • Покажи руками положение язычка
  • Проверь ладошкой, какой воздух: тёплый или холодный
  • Проверь голос

Детям очень нравится игра «Телевизор с секретом» или «Дикторы» .

Игра на определение раннее изученных гласных звуков по форме губ (беззвучная артикуляция) , в изолированном виде и в сочетаниях. Дети определяют звуки и их последовательность.

Используя традиционные артикуляционные упражнения, например «Рупор-улыбка-трубочка» , а также любые другие, обязательно нужно уделить внимание тренировке в переключение с одного движения на другое, выкладывая для этого серию из карточек-символов или предъявляя задание на слух. Также хорошо выполнять артикуляционные упражнения, сопряжено с движениями руками, дублирующими движения языка. В упражнении «Зеркало» , когда два ребёнка, или ребёнок и взрослый сидят друг против друга, при этом один из них выполняет артикуляционные упражнения, а другой всё повторяет.

Таким образом, контроль за речью у ребёнка происходит постепенно. Прежде чем начать формировать умение контролировать свою речь, нужно научить ребёнка контролировать чужую речь. С этой целью, следует проводить подгрупповые занятия и давать задания по контролю за речью друг друга: игра «Заметь ошибку» , задания по исправлению неправильно произнесённых предложений логопедом: игра «Пойми малыша» , большое подспорье в работе могут оказать записи высказываний ребёнка на диктофон с последующим прослушиванием. В дальнейшем следует научить ребёнка исправлять ошибки в речи самостоятельно, в плане громкой речи: игры «Ошибся? Исправься!» , «Правильно ли ты сказал?»

В данной статье освящается опыт работы по проблеме формирования навыков самоконтроля в процессе автоматизации поставленных звуков.

Формирование навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с нарушением речи в условиях логопункта

Проблема формирования речевого самоконтроля – одна из наиболее актуальных в коррекционной педагогике. Недоразвитие функций речевого самоконтроля – основная причина так называемой «кабинетной речи», при которой сформированные умения и навыки зачастую проявляются у детей только в условиях логопедического кабинета. В данной статье освящается опыт работы по проблеме формирования навыков самоконтроля в процессе автоматизации поставленных звуков.

Так что же такое речевой самоконтроль?

В словаре практического психолога приводится следующее определение:

«Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний»

Как отмечает Л.Н. Смирнова , самый трудный и длительный этап – автоматизация звуков. Как правило, быстрее и легче можно привести в норму подвижность речевого аппарата, «поставить» звуки, чем автоматизировать их в повседневной речи детей.

В силу того, что вновь выработанные нервные связи еще слабы, ребенок пользуется приобретенным звуком крайне нерегулярно, зачастую только на занятиях у логопеда. Поэтому так необходим навык речевого самоконтроля.

Самоконтроль не появляется сам по себе. Как отмечает Л.С. Выготский , истоки произвольного поведения ребенка как и сознания, нельзя искать в его самостоятельной, индивидуальной деятельности. Сам ребенок, в какие бы замечательные комфортные условия его не помещали, никогда не сможет научиться управлять собой и не овладеет своим поведением. Более того, он никогда не почувствует необходимость в этом, как и в том, чтобы осознать свои собственные действия, посмотреть на себя со стороны. Все это он может научиться делать только вместе со взрослым: в общении, в совместной деятельности.

Результаты наблюдений за выполнением речевых заданий показали, что лишь 23% детей владеют навыками самоконтроля, а 77% детей присуща «шаблонная речь» (механическое повторение за логопедом). При этом процесс автоматизации поставленного звука затягивается на длительный период, несмотря на помощь родителей.

Игра – одна из форм практического мышления, деятельность, носящая познавательно-речевой характер. Для достижения максимально положительного эффекта в коррекции нарушений речи у дошкольников была разработана система интерактивных игр и упражнений на развитие самоконтроля в процессе автоматизации звуков:

  • Играем вместе с Машей;
  • Космическое путешествие Лунтика и его друзей;
  • В гостях у Смешариков.

Данные игры должны ограниченно включаться в систему логопедических занятий и использоваться для решения поставленных коррекционно-речевых задач. Все комплексы имеют определенный игровой сюжет, который облегчает ребенку процесс ежедневной работы по автоматизации звуков. Каждый комплекс построен с учетом основных этапов автоматизации звука (сначала в слогах, потом в словах, словосочетаниях, предложениях и в речи) и включает в себя элементы самоконтроля.

Игровые комплексы максимально насыщены изучаемым звуком. Материал для закрепления правильного произношения звука подобран таким образом, чтобы он одновременно способствовал развитию фонематического восприятия, расширению и уточнению словаря, формированию связной речи. Применение игровых комплексов по автоматизации звуков с использованием элементов самоконтроля у детей с нарушением речи способствует внесению в образовательный процесс следующих изменений:

  • повышение эффективности коррекционного обучения;
  • обеспечение качественного индивидуального и дифференцированного подхода к обучению;
  • положительного прогноза развития дошкольников с учетом особенностей их личностных качеств и запросов родителей.

В ходе коррекционной работы с использованием интерактивных игр 80% детей овладели навыками самоконтроля над качественным использованием поставленных звуков в самостоятельной речи. У 19% детей недостаточно сформированы навыки самоконтроля. Они нуждаются в помощи и контроле со стороны взрослых. У 1% детей с ОНР III уровня на фоне стертой дизартрии наблюдались незначительные улучшения в формировании навыков самоконтроля.

Таким образом, поэтапное использование интерактивных игр и упражнений на развитие самоконтроля в процессе автоматизации поставленных звуков позволило активизировать слуховое внимание, способствовало формированию навыков самоконтроля, закреплению полученных знаний и умений в различных речевых ситуациях.

1. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. Минск, 1997.
2. Формирование речевого самоконтроля у детей с нарушениями речи/ Лизунова Л. Р., Левенчук А. Б./ж-л «Логопед», №1/2013.
3. Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М., 2005.
4. Выготский Л.С. Психология, Москва, 2000г.

Савина В.В.,
учитель-логопед

Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде.

Одним из существенных отличий в познавательной деятельности "успешных" и "неуспешных" учеников является различие в умении осуществлять самоконтроль и саморегуляцию своих действий. "Неуспешные" школьники даже при знании и понимании правила, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении задания, где требуется в определенной последовательности выполнить ряд умственных операций, и им необходима постоянная помощь взрослого. Развитие способности к самоконтролю и саморегуляции начинается уже в дошкольном возрасте и происходит естественнее и эффективнее всего в процессе разнообразных "игр с правилами".

Также умение сличить свою работу с образцом и сделать выводы (обнаружить ошибку или убедиться в правильности выполнения задания) - важный элемент самоконтроля, которому нужно учить.

Приведем некоторые упражнения для развития навыков самоконтроля у детей.

1. Игра "Сделай так же".

Варианты заданий в этой игре могут быть различными. Например, взрослый ставит на стол пирамидку, кольца которой надеты в порядке возрастания их размеров (сверху вниз). Детям предлагается собрать такую же пирамидку.

Можно предложить сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например:

а) квадрат из треугольников по заданному образцу:

б) елочку из треугольников:

в) узор из геометрических фигур:

г) композицию:

д) разложить геометрические фигуры в заданном порядке:

Задания легко видоизменяются. Например, задание с пирамидкой: взрослый ставит пирамидку с пятью кольцами различного цвета, набранными в определенном порядке. Игрушка уже хорошо знакома детям, только в основу сбора теперь кладется последовательность цветов (независимо от размеров колец).

Каждый ребенок должен собрать пирамидку в соответствии с образцом. Затем задание усложняется. Например, ученику дается карточка с нарисованными цветными кольцами и с учетом их размеров:


Ребенок должен надеть кольца в соответствии с образцом, после чего написать на карточке, каким по счету было кольцо каждого цвета, считая сверху или снизу.

Это же задание усложняется. Каждому ученику дается карточка с нарисованными незакрашенными кружочками.


Ученики должны их закрасить, ориентируясь на образец:

5 - красный
4 - синий
3 - желтый
2 - коричневый
1 - черный

Выполнив работу, ученики самостоятельно проверяют ее по образцу.

2. Игра "Лесенка".

Каждой паре детей дается одна карточка с примерами:


Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать. Можно составить так, что ответ каждого будет соответствовать номеру ступеньки, на которой он записан:


Записывая ответ примера на каждой ступеньке, дети контролируют себя: по порядку ли они идут.

3. Игра "Число-контролер".

Ученики получают карточки с примерами:

Решив данные примеры, они могут себя проконтролировать - сумма всех ответов равняется числу 10 .

Подобные упражнения содержат в себе большие возможности для развития у детей приемов самоконтроля; особенно являются продуктивными те из них, где ребенок имеет возможность сопоставлять учебные действия и их конечный результат с заданным образцом.

4. Игра "Сохрани слово в секрете".

Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их четко за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши.

Примерный список слов:

окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга и т. д.

Примечание для родителей.

Основная задача упражнений на развитие произвольности и саморегуляции - научить ребенка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, "удерживать" его, как говорят психологи. При этом безразлично, какое именно правило вами выбрано - подойдет любое. Варианты:

1. нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р] ;
2. нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука;
3. нельзя повторять названия животных;
4- нельзя повторять имена девочек;
5. нельзя повторять слова, состоящие из 2-х слогов, и т. д.

Когда ребенок станет хорошо и постоянно удерживать правило, переходите к игре с одновременным использованием двух правил.

Например:

1. нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком;
2. нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет), надо отмечать их двумя хлопками.

Введите элемент соревнования. За каждую ошибку начисляйте одно штрафное очко. Результат игры записывайте и каждый последующий сравнивайте с предыдущим. Ребенок должен убедиться, что чем больше он играет, учитывая правила, тем лучше у него получается. Не забывайте меняться с ребенком ролями.

5. Игра "Спрячь букву от буквоежки".

За несчастной буквой "а" охотятся прожорливые Буквоежки. Им кажется, что "а" - самая вкусная из всех букв. Спаси ее. Перепиши это предложение, вставляя точки вместо буквы "а" .

Наступила ранняя весна.

А теперь задание потруднее. Нужно переписать рассказ, только вставляй точки вместо буквы "ы" .

1. Рыжий кот спал на крыше. Из норки выскочили мышата. Они стали играть. Кот прыгнул к мышатам. Они быстро умчались в норку. Кот только рот раскрыл.

А здесь вставляй точки вместо буквы "р" .

2. Над норой лисы жила белка. Белка прыгала по веткам и дразнила хитрую лису. Однажды утром лиса легла на полянку перед сосной, будто мёртвая. Любопытная белочка бросила в лису шишку. Лиса не поднялась. За шишкой полетела ветка. Лиса не двигалась. Белка совсем близко пробежала около лисы. Лиса быстро вскочила. Белочка чуть не очутилась в лапах хитрой лисицы.

Примечание для родителей.

Условие в этом задании может быть любое. Например, вставлять точки вместо букв "о" или "е" , вместо мягких знаков или шипящих. Таким образом, каждый текст можно использовать несколько раз.

6. Как превратить "о" в "и".

Ученик доброй феи говорил: "Я не волшебник, я только учусь". Эти слова относятся и к нам: мы еще не умеем делать серьезных превращений, но превратить одну букву в другую нам под силу. Попробуем? Ниже напечатаны слоги. Не просто читай их, но во всех случаях, когда встречается звук [о] , меняй его на [и] .

Столбики со слогами:


Примечание для родителей.

Работая с этим упражнением, можно задать ребенку самые разнообразные задания:

1. пропускать (не читать) все слоги, начинающиеся на звук [п] или [к] или на гласный звук. Вместо этого надо произносить слово "лишний" ;
2 менять в слогах звук [п] на звук [с] ;
3 слоги, оканчивающиеся на гласный, читать наоборот.

7. Помоги пчёлке собрать урожай.

Настоящая пчела - очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает, собирает нектар, двигаясь от одного цветка к другому.

Наша пчела тоже трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы. Если пчелка соберет буковки правильно, у нее получится целое слово.

Если ты будешь четко следить за моими командами и записывать буквы, на которых пчела делает остановку, то в конце путешествия пчелы ты сможешь прочесть полученное слово. Запомни: за каждую команду пчела перелетает только на соседнюю клеточку, далеко летать она не умеет.

Примечание для родителей.

Начинать игру можно с любого места. Заранее продумайте, какое слово должно получиться, и составьте "пространственную" инструкцию.

Эту игру можно использовать много раз. Старайтесь, чтобы за перелетами пчелы ребенок следил только глазами, не водя пальцем по полю.

Ниже, в качестве примера, мы приводим несколько вариантов игры.

Вариант 1.

Пчелка сидела на букве Ш . Запиши эту букву. Затем пчела полетела. Следи за направлением полета и остановками.

Вверх, вверх, вверх, остановка. Вниз, остановка. Направо, вверх, остановка. Влево, влево, вниз, остановка. Какое слово получилось?

Вариант 2.

Пчелка сидела на букве Г . Запиши ее. Дальше она полетела так:

Влево, влево, вниз, вниз, вниз, остановка.
Направо, направо, направо, вверх, остановка.
Налево, налево, налево, остановка.

Куда прилетела пчелка? Какое слово получилось?

8. Можешь ли ты делать два дела сразу?

Сказка об умном мышонке.
В это время по дорожке
Шел зверёк страшнее кошки,
Был на щётку он похож.
Это был, конечно, ёж.
А навстречу шла ежиха,
Вся в иголках, как портниха.
Закричал мышонку ёж:
- От ежей ты не уйдёшь!
Вот идет моя хозяйка,
С ней в пятнашки поиграй-ка,
А со мною - в чехарду.
Выходи скорей - я жду.
А мышонок это слышал,
Да подумал и не вышел
- Не хочу я в чехарду, -
На иголки попаду.
Долго ждали ёж с ежихой,
А мышонок тихо-тихо
По тропинке меж кустов,
Прошмыгнул - и был таков.

С. Маршак

Примечание для родителей.

Для выполнения задания можно использовать тексты, приведенные как в этом упражнении, так и в упражнении №5, а также небольшие рассказы из учебника по чтению.

Правила чтения также можно менять:

1. называть вслух каждое 3 слово;
2. произносить вслух последнее слово в предложении;
3. произносить вслух все имена собственные;
4. произносить вслух все слова, начинающиеся на звук [к] или, например, на гласный.

Если ребенку трудно справиться с заданием, помогите ему, предварительно подчеркнув в выбранном тексте слова, которые по условию необходимо будет произносить вслух.

9. Как сказать слово, не произнося ни звука.

Перед тобой сокращенный алфавит. В нем остались только те буквы, которые чаще всего встречаются в словах.


Под каждой из них написана цифра: она указывает на количество хлопков, которыми соответствующая буква станет обозначаться. Получается, что слово можно не только прочитать или произнести, но и прохлопать.

Давай попробуем. Три хлопка, пауза. Один хлопок, пауза. Два хлопка. Что мы прохлопали? Правильно: получилось слово "КОТ" . Начинаем играть. Надеюсь, ты не прохлопал мои объяснения.

Попробуем прохлопать слово "ТОК", "СОК", "КИСА" .

А теперь внимательно послушай, что за слово прохлопаю я.

Примечание для родителей.

Загадывайте любые слова, которые можно составить из этих букв: коса, сито и т. д. Варианты сокращенных алфавитов:


  • развитие вербальной памяти;

3) Воспитательные :

Для игрового комплекса свистящих звуков «Чудо-Юдо» игровая ситуация на этапе постановки звучит следующим образом: «Чудо - Юдо похитил звук [с] из нашего ротика. Мы его теперь не можем произнести. Надо сразиться с ним и отобрать наш звук». Каждое «сражение» будет содержать определенный способ постановки звука [с]. Как только звук будет поставлен, значит, мы победили Чудо - Юдо, хотя он и пытался нам помешать (ведь звук сразу же не поставился). К этапу постановки можно отнести и артикуляционные упражнения для свистящих звуков. Их мы делаем для того, чтобы стать сильнее и победить Чудо - Юдо. К тому же Чудо - Юдо наш звук всё время прячет в словах, но мы его находим (упражнения на развитие фонематического слуха).

Теперь, когда звук поставлен, необходимо его автоматизировать: «Теперь мы должны охранять наш звук, чтобы Чудо - Юдо его опять не украл».

Автоматизация в слогах:

«Строим заборчик»:

са - са - са
су - су - со и т. д.

«Отбираем плохие доски» (убрать лишний слог):

са - су - ба
сы - ка -сы

«Возводим стену»: ас - эс - ос - ус - ыс

«Забиваем гвозди в забор»:

ас - са - ос
ус - сы - ыс

«Строим дом»: уложим три кирпича са; теперь четыре кирпича сы, теперь пять кирпичей со, теперь шесть кирпичей ус и т.д. Можно сопроводить эту игру рисованием домика. Мы построили для звука [с] чудесный дом. Давай в нем отдохнем и немного поиграем в веселые игры.

«Пузыри». Ты когда - нибудь надувал мыльные пузыри? Они получаются такими большими, блестящими, радужными, но, к сожалению, они быстро лопаются. А сегодня мы с тобой надуем такие пузыри, которые никогда не лопнут. Смотри, это делается очень легко. Я набираю побольше воздуха в грудь и выдыхаю с-с-с-с-с-с-са-а-а-а-а-а

«Я рисую». Сегодня мы с тобой нарисуем чудесную картину, но только не листе бумаги, и рисовать будем не красками, а волшебными звуковыми чернилами. Ребенок произносит несколько раз различные слоги со звуком [с] и после этого появляется часть картинки. Чтобы нарисовать всю картину, необходимо правильно назвать сказать все слоги. (Аналогичная игра может отрабатываться на материале слов или словосочетаний)

Автоматизация в словах:

«Подбери слово»

Например

«Бабочки»

«Свистляндия»

Сегодня мы с тобой отправляемся в необычную страну - «Свистляндию». Чтобы чувствовать себя там комфортно, мы должны выучить её язык. Он очень похож на наш, только в нем в начале (или конце) слова добавляется «свист». Смотри: слово стекло у них звучит как «свистстекло ». Давай поучимся их языку.

Сусапус

«Слова друзья»

«Отличия»

Ребёнку предлагаются картинки из серии «Найди отличия». Ребёнок их находит (это способствует развитию наблюдательности), считает, сколько отличий он нашёл, и на полученное число отличий он называет слова, в которых содержится звук [с], т.е., например, 5 отличий - 5 слов.

«Лабиринт»

«Вагоновожатый»

В дальнейшем число вагонов может увеличиваться за счёт добавления новых звуков, либо усложнения задания: в 1-ом вагоне звук [с] в начале, во 2-ом - в середине, в 3-ем - в конце.

«Что с чем»

Например:

«Назови, кто это или что это?»

Сейчас мы с тобой будем дружить слова. Но не просто так. Если они подружатся, то мы получаем приз (фишка). Я буду называть одно слово (признак), а ты другое (слово, отвечающее на вопрос кто? или что?). Но учти, при этом должно соблюдаться следующее условие, в твоём слове должен быть звук [с]. После ты повторишь мое и свое слово - проверим, подружились ли слова.

Например: Высокая - скала, быстроногий - страус, стильная - сумка и т.д.

«Подбери друга»

Игра аналогична предыдущей, но теперь я называю существительное, а ребенок - прилагательное.

Например : Носок - полосатый, сосиски - вкусные и т.д.

«Чего не бывает»

Например:

«Что рисуют дети»

Смотри, вот две юные художницы - Света и Соня. Они нарисовали много красивых картин, давай назовем, что нарисовала Соня, а что нарисовала Света.

Например:

«Из чего сделан предмет?»

Например

«Вместе с …»

Например:

«Скороговорки»

Просмотр содержимого документа
«Игровые приемы при автоматизации звуков на примере звука С (в помощь логопеду)»

Игровые приемы при автоматизации звуков

(на примере звука [с])

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки произношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.

Своевременное удаление недостатков произношения помогут предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.

Коррекционная работа над звукопроизношением у детей состоит из трех этапов:

    Развитие моторики речевого аппарата (параллельно с развитием артикуляционной моторики и переключаемости органов артикуляции ведется работа над формированием речевого дыхания и постановкой голоса, развитием внимания, пространственного и фонематического восприятия);

    Отработка правильного произношения звуков (большое внимание уделяется включению в работу всех анализаторных систем, что способствует быстрейшему восстановлению нарушенных функций);

    Автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке (закрепление поставленного звука в слогах и словах сочетается с развитием познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, а также овладением навыков звукослогового анализа и синтеза).

Самым трудным и длительным является третий этап. Как правило, быстро и легче можно привести в норму подвижность речевого аппарата и добиться правильного произношения звуков, чем ввести правильные звуки в повседневную речь детей, где отсутствует контроль со стороны специалистов и родителей.

Целью автоматизации звуков в речи детей является достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи.

Но введение нового звука в речь ребенка процесс долгий и утомительный, требующий от логопеда терпения, а от ребенка усердия. В силу того, что вновь выработанные нервные связи еще слабы, ребенок пользуется приобретенным звуком крайне нерегулярно, зачастую только на занятиях с логопедом. Поэтому крайне необходимо развивать его внутренний самоконтроль за своей речью и деятельностью.

В словаре практического психолога приводится следующее определение самоконтроля. Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление самоконтроля и его развитие определяется требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс.

Самоконтроль предполагает наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. Волевая регуляция основана на самоконтроле как компоненте саморегуляции.

В этом же словаре приводится и определение саморегуляции. «Саморегуляция – целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности» .

Саморегуляция психическая – один из уровней регуляции активности этих систем, выражающий специфику реализующих психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии.

При всем многообразии проявлений саморегуляция имеет следующую структуру:

    Принятая субъектом цель его произвольной активности;

    Модель значимых условий деятельности;

    Программа собственно исполнительских действий;

    Система критериев успешности деятельности;

    Информация о достигнутых результатах;

    Оценка соответствия реальных результатов критериям успеха;

    Решения о необходимости и характере коррекций деятельности

Таким образом, становится понятным тот факт, что самоконтроль и саморегуляция не появляются сами по себе. Их необходимо формировать в процессе обучения и воспитания.

У ребенка по мере развития его личности повышаются способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю. Формирование произвольности становится центром психического развития: развивается произвольная память, внимание, мышление, произвольной становится организация деятельности. Этот процесс довольно сложный и длительный.

Таким образом, формирование навыков самоконтроля и психической саморегуляции происходит только в процессе обучения, т. к. отличительной особенностью учебной деятельности, является формирование произвольного уровня регуляции действий в соответствии с заданными нормами. Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы.

Поскольку процесс автоматизации звуков речи у детей протекает достаточно сложно, необходимо всеми возможными способами облегчить детям работу по введению нового звука в речь.

С этим в дошкольном возрасте прекрасно справится игра, поскольку в ней дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры потребовалось бы намного больше времени и сил. Такая лёгкость образования речевых рефлексов в игре обуславливается эмоциональностью ребёнка. Поэтому игры должны занимать большое место при автоматизации звуков, которая требует множество повторений, что утомляет детей и надоедает им. Во избежание этого игры должны быть разнообразными. В одни из них играет с ребёнком логопед, в другие – воспитатель, в третьи – родители.

Поскольку основными звуками, которые чаще других нарушаются у детей, являются свистящие, шипящие, соноры и аффрикаты, предлагаемые далее игровые комплексы по автоматизации звуков именно для них.

Таким образом, были составлены следующие игровые комплексы:

– для свистящих «Чудо-Юдо»

– для шипящих «Больница» ;

– для соноров:

для [л] «Айболит»
для [р] «В лесу»

– для аффрикат:

[ч] «Поезд»
[ц] «Птичий двор»

Игровые комплексы разработаны для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми.

В основе каждого из них лежит активная игровая деятельность ребёнка.

Все комплексы имеют определенный «сказочный», «игровой» сюжет, который облегчит ребёнку процесс ежедневной работы по автоматизации звуков. Для того чтобы он прошёл успешней, игровые комплексы будут связаны с этапом постановки звуков. То есть, «сказочный» сюжет начнёт развиваться уже на этапе постановки звука. Такая единая система работы позволит быстрее автоматизировать звук.

Цель игровых комплексов : с помощью игровой мотивации облегчить и простимулировать процесс автоматизации звуков в речи детей.

Задачи, решаемые данными комплексами:

1) Образовательные :

    повысить эффективность работы по автоматизации звуков за счёт повышения занимательности индивидуальных и подгрупповых занятий;

    расширение ориентирования в окружающем и формирование словаря;

    формирование звуковой культуры речи;

    формирование грамматического строя речи;

    знакомство с такими понятиями, как омонимия, антонимия и паронимия.

2) Развивающие :

    развитие фонематического слуха;

    развитие чувства ритма, рифмы;

    развитие вербальной памяти;

    активизация всех компонентов речевой деятельности;

    развитие навыка фонематического анализа и синтеза.

3) Воспитательные :

    воспитание целеустремлённости;

    воспитание доброжелательности, взаимовыручки;

    воспитание интереса, уважения и любви к русскому слову.

Игровой комплекс для свистящих звуков

Для игрового комплекса свистящих звуков «Чудо-Юдо» игровая ситуация на этапе постановки звучит следующим образом: «Чудо – Юдо похитил звук [с] из нашего ротика. Мы его теперь не можем произнести. Надо сразиться с ним и отобрать наш звук». Каждое «сражение» будет содержать определенный способ постановки звука [с]. Как только звук будет поставлен, значит, мы победили Чудо – Юдо, хотя он и пытался нам помешать (ведь звук сразу же не поставился). К этапу постановки можно отнести и артикуляционные упражнения для свистящих звуков. Их мы делаем для того, чтобы стать сильнее и победить Чудо – Юдо. К тому же Чудо – Юдо наш звук всё время прячет в словах, но мы его находим (упражнения на развитие фонематического слуха).

Теперь, когда звук поставлен, необходимо его автоматизировать: «Теперь мы должны охранять наш звук, чтобы Чудо – Юдо его опять не украл».

Автоматизация в слогах:

«Строим заборчик» :

са – са – са
су – су – со и т. д.

«Отбираем плохие доски» (убрать лишний слог):

са – су – ба
сы – ка –сы

«Возводим стену»: ас – эс – ос – ус – ыс

«Забиваем гвозди в забор» :

ас – са – ос
ус – сы – ыс

«Строим дом»: уложим три кирпича са ; теперь четыре кирпича сы , теперь пять кирпичей со, теперь шесть кирпичей ус и т.д. Можно сопроводить эту игру рисованием домика. Мы построили для звука [с] чудесный дом. Давай в нем отдохнем и немного поиграем в веселые игры.

«Пузыри». Ты когда – нибудь надувал мыльные пузыри? Они получаются такими большими, блестящими, радужными, но, к сожалению, они быстро лопаются. А сегодня мы с тобой надуем такие пузыри, которые никогда не лопнут. Смотри, это делается очень легко. Я набираю побольше воздуха в грудь и выдыхаю с-с-с-с-с-с-са-а-а-а-а-а . Вот такие красивые, крепкие и большие пузыри у нас с тобой получились.

«Я рисую». Сегодня мы с тобой нарисуем чудесную картину, но только не листе бумаги, и рисовать будем не красками, а волшебными звуковыми чернилами. Ребенок произносит несколько раз различные слоги со звуком [с] и после этого появляется часть картинки. Чтобы нарисовать всю картину, необходимо правильно назвать сказать все слоги. (Аналогичная игра может отрабатываться на материале слов или словосочетаний)

Теперь наш звук [с] в безопасности, и в благодарность за свое спасение этот звук всегда будет жить в нашем ротике и играть с нами в разные игры.

Автоматизация в словах:

«Подбери слово»

В предложении потерялись слова. Я буду начинать предложение, а ты закончи, только твое слово должно быть со звуком [с].

Например : Мама купила … (самовар, санки, сосну и т.д.)

Грузовик привез … (посуду, постели, косынки и т.д.)

«Бабочки»

Бабочки очень любят летать, но особенно они любят летать над «Свистящей поляной». Вот она. Бабочка должна опылить как можно больше цветком на этой поляне. Для этого она должна сесть на цветок, и назвать его.

«Свистляндия»

Сегодня мы с тобой отправляемся в необычную страну – «Свистляндию». Чтобы чувствовать себя там комфортно, мы должны выучить её язык. Он очень похож на наш, только в нем в начале (или конце) слова добавляется «свист». Смотри: слово стекло у них звучит как «свистстекло ». Давай поучимся их языку.

После можно закрыть глаза, произнести волшебное слово «Сусапус », и произойдет чудо: мы окажемся в «Свистляндии». Можно назвать то, что мы увидим в их стране.

«Слова друзья»

Перед ребенком картинки со звуком [с]. Ребенок должен будет собрать друзей, причем дружить могут только те слова, в которых совпадает число слогов.

«Отличия»

Ребёнку предлагаются картинки из серии «Найди отличия». Ребёнок их находит (это способствует развитию наблюдательности), считает, сколько отличий он нашёл, и на полученное число отличий он называет слова, в которых содержится звук [с], т.е., например, 5 отличий – 5 слов.

«Лабиринт»

Для этой игры используется обычный лабиринт. Путешествуя по нему, ребёнок находит слова на тот звук, который автоматизируется. После прохождения лабиринта, дается задание вспомнить как можно больше слов, встретившихся на пути.

«Вагоновожатый»

Ты знаешь, как называется человек, проверяющий билеты пассажиров в вагоне поезда? Он называется вагоновожатый. Сегодня и ты им будешь.

На столе разложены картинки, в названии которых есть, либо нет звука [с].

Сейчас ты будешь рассаживать пассажиров в зависимости от их билетов. В первый вагон сядут те, в названии которых есть звук [с]. Остальные должны быть во втором вагоне (В этой игре к автоматизации звука добавляется и развитие фонематического слуха).

В дальнейшем число вагонов может увеличиваться за счёт добавления новых звуков, либо усложнения задания: в 1-ом вагоне звук [с] в начале, во 2-ом – в середине, в 3-ем – в конце.

Автоматизация в словосочетаниях:

«Что с чем»

Назвать по картинке, что с чем, при этом второе слово в словосочетании тоже должно содержать звук [с].

Например: стул со спинкой, стол со скатертью, сосна со стволом и т.д.

«Назови, кто это или что это?»

Сейчас мы с тобой будем дружить слова. Но не просто так. Если они подружатся, то мы получаем приз (фишка). Я буду называть одно слово (признак), а ты другое (слово, отвечающее на вопрос кто? или что?). Но учти, при этом должно соблюдаться следующее условие, в твоём слове должен быть звук [с]. После ты повторишь мое и свое слово – проверим, подружились ли слова.

Например: Высокая – скала, быстроногий – страус, стильная – сумка и т.д.

«Подбери друга»

Игра аналогична предыдущей, но теперь я называю существительное, а ребенок – прилагательное.

Например : Носок – полосатый, сосиски – вкусные и т.д.

Автоматизация в предложениях:

«Чего не бывает»

Перед ребенком лежат картинки. Каждый выбирает любую картинку, называет её. А после придумывает с ней предложение, в котором объясняется, без чего не бывает слово на этой картинке, но в слове должен быть звук [с].

Например: Не бывает самолета без хвоста. Не бывает сосны без ствола и т.д.

«Что рисуют дети»

Смотри, вот две юные художницы – Света и Соня. Они нарисовали много красивых картин, давай назовем, что нарисовала Соня, а что нарисовала Света.

Например: Света нарисовала сварщика, а Соня нарисовала садовника.

«Из чего сделан предмет?»

Детям предлагаются картинки, которые разложены на две половины. Нужно взять любую картинку из первой стопки, выбрать подходящую ей из второй стопки, а после составить предложение.

Например : Скамейка сделана из досок. Снеговик сделан из снега и т.д.

«Вместе с …»

Перед ребенком лежат картинки на звук [с] по три в каждой строке. Необходимо указать, что вместе с чем изображено, начиная называть с картинки в центре. Причем необходимо объяснить, почему три картинки оказались вместе (способствует развитию знаний об окружающем).

Например: Вместе с салатом сыр и сосиски. И т.д.

«Скороговорки»

Перед ребенком несколько картинок, изображающие различные скороговорки на звук [с]. Необходимо, постепенно увеличивая темп произнесения, проговорить все скороговорки, не ошибившись в звуках.