Для логопедов ДОУ. Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей (рекомендации) Старшая группа




Основные коррекционные задачи воспитателя Развитие неречевых психических функций: внимания, памяти, словесно-логического мышления Совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики Закрепление произношения поставленных логопедом звуков Расширение и активизация словаря по лексической теме Отработка правильного употребления сформированных грамматических категорий Закрепление навыков звуко-слогового анализа и синтеза Формирование связной речи Закрепление навыков чтение и письма Коррекция эмоционально-личностных особенностей детей


Взаимопосещение занятий Формы взаимодействия Интегрированные занятия, логопедические досуги для детей Консультации, круглые столы, мастер-классы для педагогов Семинары, конференции, конкурсы для педагогов Работа с родителями Развивающая среда Коррекционный уголок Индивидуальная работа по тетради взаимодействия Планирование содержания работы по лексической теме Тематическое планирование Обследование детей


КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ детский сад 17 Петродворцового района Санкт-Петербурга Ф.И.О. ребёнка _____________________________________________________ Дата рождения ___________________ Дата поступления в ДОУ ________________ Учебный год: __________ Возраст на _________ Группа __________________ Воспитатели ______________________ Учебный год: __________ Возраст на _________ Группа __________________ Воспитатели Рекомендации по заполнению карты: Данная карта ведётся в течение всего срока пребывания ребёнка в ДОУ. Контрольный срез динамики развития проводится не менее 2 раз и не более 3 раз в год. Воспитатель отмечает результаты развития (динамики), все достижения ребёнка по сравнению с самим собой: чему научился, что узнал и освоил нового. Определяется зона ближайшего развития ребёнка (Учитывается при планировании). Направления, подлежащие непосредственной оценке педагога, должны соответствовать рекомендациям программы воспитания и обучения, реализуемой в ДОУ.


СЕНТЯБРЬ Социально-коммуникативное развитие игровая деятельностькоммуникативная деятельность элементарная трудовая деятельность Познавательное развитие познавательно-исследовательская деятельность развитие элементарных математических представлений экологическое воспитание конструирование Физическое развитие двигательная деятельность (инструктор по ФК)КГН Художественно-эстетическое развитие восприятие художественной литературы и фольклора музыкальная деятельность (музыкальный руководитель) изобразительная деятельность Речевое развитие словарный запасЗКР, фонематический слух грамматический строй речи, словотворчество пересказсоставление рассказа (все виды) разучивание стихотворений и интонационная сторона речи Учебный год: __________ Возраст на _________ Группа __________________ Воспитатели ______________________







Познавател ьная часть Активизаци я словаря Грамматиче ский строй речи Развитие связной речи Мелкая моторика Коорд речи с движением Разучивани е стихов Чтение худ литературы - Обобщающе е понятие «Зимующие птицы» - Названия зимующих птиц -Названия частей тела - Формироват ь представлен ия о повадках, внешних признаках и образе жизни - Как помочь птицам пережить холодную зиму Сущ-е: ворона, сорока… туловище, крыло…корм, зерно, семечки, сало; Прил-е: голодные, шустрый, быстрый, юркий,… желтогрудая, красногруды й. Глаголы: чирикает, каркает… подлетел, перелетел, залетел… Наречия: Холодно, голодно… Антонимы: 1.«Один- много» 2.«Сосчита й, сколько» (1-5) 3. «Доскажи словечко »подлете л, перелете л,вылете л. 4. «Какая? Какой?» 5. «Кто как подает голос?» 6. «Чей? Чья? Чье? Чьи?» Образование притяжат ельных прилагате льных. 1 Составление предложени й с предлогами Ответь на вопросы по картине «Кто на ветке?» «Кто под кормушкой? » 2 Составление загадок- описаний по алгоритму: внешние признаки, повадки 3 Составление связного рассказа по серии сюж. картин «Как дети помогали птицам» 1. Мелкая моторика «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?» 2. «Коорд. речи с движением» «Снегири» 3. Дид. игра «4 лишний» 4. Дид. игра «Кого не стало?» 5. «Что изменилось? » 6. «Кто, что любит?» 1.«Синица» Н. Григорье ва Постучит синица Утром мне в окно….. 2. Скребицк ий «Появились синички» 3. Рассказы о снегире и воробье (Кузнецова, Тихонова «Развитие и Коррекция речи детей 5- 6 лет») 4.Отгадыва ние загадок


Содержание работыВедущая роль Введение в тему. Познавательная часть. Расширение и активизация словаря по лексической теме. Воспитатель Логопед Контроль над четким произношением поставленных звуков, звуконаполняемостью и слоговой структурой слов Логопед Воспитатель Формирование, отработка лексико-грамматических категорий; формирование и отработка фонематического восприятия Логопед Воспитатель Развитие связной речи. Логопед Воспитатель Чтение художественной литературы, заучивание стихов Воспитатель Логопед Продуктивная деятельность по теме: рисование, лепка, аппликация, конструирование Воспитатель Экспериментальная деятельностьВоспитатель Экскурсии, целевые прогулки по лексическим темамЛогопед Воспитатель РАЗГРАНИЧЕНИЕ ФУНКЦИЙ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ




Методические материалы для воспитателя Советы воспитателю по созданию эмоционального благополучия каждого воспитанника Задачи, содержание и особенности деятельности воспитателя в группе для детей с ОНР Методические принципы планирования и проведения занятий воспитателя по развитию речи Разграничение функций логопеда и воспитателя в процессе работы по лексической теме


Практические приложения Общий комплекс артикуляционной гимнастики Комплексы для свистящих, шипящих и сонорных звуков Экран состояния звукопроизношения. Комплекс упражнений для развития мелкой моторики Комплекс упражнений для развития общих речевых навыков Игры, упражнения и задания для развития фонематических процессов Игры, упражнения и задания для развития слоговой структуры слова Игры, упражнения и задания для развития лексико- грамматических категорий


Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с детьми логопедических групп Основные направления работыСимволы Неречевые психические функции Слуховое внимание и память Зрительное внимание и память Зрительно-пространственный гнозис и праксис Сенсорные эталоны: цвет, форма, величина Пространственные представления Временные представления Моторная сфера. Произносительные компоненты речи Мелкая моторика Артикуляционная моторика Коррекция звукопроизношения Общие речевые навыки. Просодика Речевые психические функции Обогащение лексики Формирование грамматического строя речи Фонематическое восприятие Фонематический анализ Фонематический синтез Фонематические представления Слоговая структура слова Развитие связной речи: Составление предложений Пересказ Рассказ по схеме Рассказ по серии сюжетных картин Рассказ по сюжетной картине Творческое рассказывание Обучение элементам грамоты Развитие графомоторных навыков. Печатание букв, слов. Слоговое чтение


Основные направления работыСимволы Неречевые психические функции Слуховое внимание и память Зрительное внимание и память Зрительно-пространственный гнозис и праксис Сенсорные эталоны: цвет, форма, величина Пространственные представления Временные представления


Содержание коррекционного уголка Сменный иллюстративный материал и пособия по лексической теме Дидактические игры по лексической теме Иллюстративный материал для закрепления по предыдущей лексической теме Пальчиковые игры, обводки, штриховки, пособия для развития мелкой моторики и конструктивного праксиса Настольные игры и иллюстративный материал для автоматизации и дифференциации звуков Схемы, модели и алгоритмы для заучивания стихов и составления пересказов и рассказов Игры для звукового и слогового анализа слов и предложений Игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи
Консультации, круглые столы и мастер-классы педагогов Требования к речи воспитателя коррекционной группы Рекомендации по созданию предметно- развивающей среды в группе Основные виды нарушений звукопроизношения и пути их коррекции Этапы развития фонематического восприятия и формирования навыков фонематического анализа и синтеза Использование схем и алгоритмов для развития связной речи и т. д.
Мероприятия и консультативно - информационная работа с родителями Родительские собрания Досуги, тематические праздники, экскурсии Оформление информационных стендов Ведение сайта ДОУ: размещение методических и практических материалов, индивидуальных заданий для занятий с детьми



Индивидуальная тетрадь (дневник) оформляется на каждого ребенка логопедической группы. В нее записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Учитывая, что ребенок занимается под руководством воспитателей, родителей, логопед в этой тетради дает методические рекомендации по выполнению предложенных заданий.

В настоящее время появилось большое количество печатных рабочих тетрадей для индивидуальной работы с детьми, имеющими речевые нарушения 3 . Логопед вправе сделать выбор: либо он совместно с родителями и ребенком ярко, красочно оформляет индивидуальную тетрадь, либо пользуется печатным изданием, внося в него коррективы с учетом индивидуальных особенностей ребенка и динамики его развития. Если логопед отдает предпочтение готовым печатным изданиям, то к индивидуальным тетрадям прилагается тетрадь взаимосвязи с родителями, куда записываются дата, номера заданий, страницы, дополнительные виды работ с ребенком.

В конце недели индивидуальные тетради передаются родителям для домашних занятий в выходные дни. В рабочие дни воспитатель и логопед работают с ребенком по тетрадям.

Тетрадь учета посещаемости детьми логопедических занятий

Для учета посещаемости детьми логопедических занятий заводится специальная тетрадь. На левой стороне второй страницы оформляется список детей логопедической группы. На остальной части второй и третьей страниц вверху указываются месяц, дата и выделяется графа «Примечание», в которой логопед указывает количество пропущенных занятий ребенком в каждом месяце и делает другие записи. Тетрадь заполняется до начала занятий. Буквой «н» отмечается отсутствие ребенка в ДОУ.

Тетрадь учета позволяет также скоординировать индивидуальную работу, а именно: регулировать количество занятий в неделю с каждым ребенком (логопед знаком «+» ежедневно определяет группу детей для индивидуальной работы), чередовать дни и время индивидуальных занятий с тем, чтобы не возникло проблем в усвоении общеобразовательной программы, анализировать организационный аспект индивидуальных занятий за любой период обучения с целью повышения эффективности логокоррекционной работы.

Тетрадь рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателя

Многие задачи по коррекции речевой деятельности логопед и воспитатель решают совместно: формирование фонетико-фонетических процессов, лексико-грамматического строя речи и связного высказывания, развитие коммуникативной функции речи, высших психических процессов и др. Ведущая роль в организации коррекционно-педагогической работы принадлежит логопеду. Он формирует навыки правильной речи у детей, а воспитатель закрепляет их. Практика работы показывает, что эффективность преодоления речевых нарушений у дошкольников во многом зависит от того, насколько продуктивно, умело и грамотно воспитатель включает отработанный речевой материал в ситуацию естественного общения детей и систематически контролирует поставленные звуки в речи ребенка.

Во второй половине дня воспитатель проводит специальные индивидуальные занятия с детьми, содержание которых определяет логопед. Задания записываются в тетрадь рабочих контактов логопеда и воспитателя 4 индивидуально для каждого ребенка, подгруппы (от 3 до б чел.) или всей группы. В вечерние занятия включаются артикуляционные и пальчиковые упражнения; проговариванис слов, фраз, стихов, текстов, отработанных ранее логопедом с целью автоматизации, дифференциации поставленных звуков; игры, задания по формированию фонематических процессов, лексико-грамматических компонентов языка; рассматривание специально подобранных предметных, сюжетных картинок и составление рассказов по ним; различные виды упражнений на развитие внимания, памяти, мышления. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю.

Примерная форма ведения тетради рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателя 5

Дата

Фамилия, имя ребенка

Взаимосвязь с родителями

Результаты

Фонематические процессы

Звуко-нроизношение

Словарный запас

Предложение

Связная речь

Развитие психологической базы речи

Автоматизация звука [с] во фразах (с. 15- 21*)

И фа «Что изменилось?» (на материале темы «Грибы») Карточка № 2

Петров Андрей (ОНР)

Комплекс артикуляционных упражнений на звук [ iuj (с. 3-10)

Обогащение словарного запаса по теме «Грибы». Карточка № 2

Употребление притяжательных местоимений (мой, моя, мое). Карточка №10

Пригласить родителей для беседы на 21.10

Работа со всей группой

Анализ звукового ряда (а-у, а-у-и и т.д.)

Составление предложений по сюжетной картине «Осень в лесу»

План взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и специалиста по изобразительной деятельности, медицинских работников, социального педагога и родителей. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.

Логопед организует взаимодействие специалистов в коррекционно-педагогическом процессе ДОУ. Он планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи.

Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.

Которые рекомендуется провести с детьми по данной лексической теме. Воспитатель на свое усмотрение распределяет предложенные игры на неделю и проводит их с детьми (желательно одну и ту же игру проводить несколько раз в неделю для получения лучшего результата).

Кроме того, ежедневно логопед рекомендует проводить с некоторыми детьми артикуляционные, дыхательные и другие упражнения по индивидуальным планам работы (по индивидуальным тетрадям, закрепляя выполненные на логопедическом занятии упражнения). Имена (и Фамилии) этих детей указываются ежедневно. В случае, если воспитатель сомневается в методике проведения того или иного упражнения, логопед консультирует воспитателей.
Графа «Отметка о выполнении». В данной графе воспитатель оценивает уровень выполнения упражнений ребенком (качество выполнения) и записывает результат, например: «выполнено», «не справился», «отлично», «хорошо», «выполнил в полном объеме», «справился», «значительные трудности» и др.

Лексическая тема «Фрукты»



  1. Д. игра с мячом «Один – много» Например: апельсин – апельсины – много апельсинов

  2. Например: яблоко – яблочко, груша - грушка

  3. Д.и. «Про что можно так сказать?». Дети подбирают слова-предметы к словам-признакам: вкусный (что?)…, ароматный (что?), румяное…, сочная…, полезный, витаминная, круглое, овальный, гладкая…

  4. Д.игра с мячом «Жадина»: Например : мандарин – мой мандарин, груша – моя груша…

  5. Упражнение «Сосчитай до пяти слова»: яблоко, груша, апельсин, банан, ананас, персик, абрикос, мандарин. Например: один банан, два банана… пять бананов

  6. Игра «Поварята»
Сок из яблок - яблочный, варенье из абрикосов - …, компот из груши - …, сок из винограда - …, мармелад из апельсина - …, чипсы из банана - …, пирог с ананасом - …, компот из персика - …

  1. Д.игра «Мой, моя, моё, мои»: мой (что?) – апельсин,… моё (что?) - ….
Моя (что?) - … мои (что?) - …

  1. Повторять чистоговорки:
Ва-ва-ва – слива Ко-ко-ко – яблоко Мон-мон-мон – лимон Син-син-син – апельсин.


  1. Что это?


  2. Какой фрукт на вкус? Какой на ощупь?

  3. Какой формы фрукт?

  4. Какого цвета?

Например: Это яблоко. Яблоко – это фрукт. Оно желтое и круглое. Яблоко сочное, вкусное, сладкое, твердое и гладкое. Яблоко растет в саду на дереве. Из яблок можно приготовить яблочный сок, яблочный компот, яблочное варенье, яблочную начинку для пирогов… Еще яблоки можно есть сырыми.

  1. Д.игра «Отгадай предмет по звуку»

  2. Д.игра «Чей голос?»

  3. Пальчиковая гимнастика «Фруктовый сад»

Пн _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лексическая тема «Овощи. Огород»


  1. Артикуляционная гимнастика: «Улыбочка», «Трубочка», «Заборчик», «Качели», «Часики», «Лопаточка»

  2. Д. игра с мячом «Один – много». Например: помидор – помидоры, огурец – огурцы.

  3. Д. игра с мячом «Назови ласково» Например: картошка - картошечка


  4. Д.игра с мячом «Жадина»: Например

  5. Упражнение «Сосчитай до пяти слова»: редиска, морковка, картошка, тыква, перец, луковица, свёкла, огурец, кабачок.
Например:

  1. Игра «Поварята»
Каша с тыквой – тыквенная, суп с горохом - …, оладьи из картошки - …, салат из огурца – огуречный, печенье с морковью - …, икра из кабачков - …

моя (что?) - …

  1. Повторять чистоговорки:
Ец-ец-ец – огурец Та-та-та – капуста Ка-ка-ка – редиска (морковка)

Овь-овь-овь – морковь Ошка-ошка – картошка Чок-чок-чок - кабачок


  1. Д.игра «Живое - неживое».

  2. Составление рассказов-описаний о фруктах с опорой на картинно-графический план:

  1. Что это?

  2. Где растет (сад, огород, лес)?

  3. Какой овощ на вкус? Какой на ощупь?

  4. Какой формы овощ?

  5. Какого цвета овощ?

  6. Что из него можно приготовить?

  1. Пальчиковая гимнастика «Огород»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ср _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Пт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Лексическая тема «Осень. Уборка урожая»


«Трубочка» - «Заборчик» - упражнение для губ на переключение

«Греем язычок на солнышке» (лопаточка) - упражнение для языка (под счет до 5-7)

«Вот так урожай!»: а) вдох - улыбнувшись, развести руки в стороны;

б) выдох - хлопок перед грудью: «Ах!».


  1. Д.игра «Узнай по описанию» (круглый, красный, сочный, полезный, мягкий – помидор)

  2. Д.игра с мячом «Жадина»: Например : капуста – моя капуста, чеснок – мой чеснок…

  3. Дидактическая игра «Про что можно сказать?».
Логопед предлагает детям послушать и сказать, про какие фрукты или овощи так говорят?

Вкусный (что?), ароматный (что?), румяное (что?), сочная (что?), полезный (что?), витаминная (что?), круглый, овальный, хрустящая, хрустящий, горький, полезный, острый, съедобная… и т.д.


  1. Упражнение «Сосчитай до пяти слова»: редиска, яблоко, картошка, персик, перец, луковица, банан, груша, огурец, кабачок.
Например: одна редиска, две редиски… пять редисок

  1. Игра «Поварята»
Каша с тыквой – тыквенная, суп с горохом - …, оладьи из картошки - …, салат из огурца – огуречный, печенье с морковью - …, икра из кабачков - …, сок из апельсинов, варенье из яблок, компот из слив…

  1. Д.игра «Мой, моя, моё, мои»: мой (что?) – кабачок,… мои (что?) - …
моя (что?) - …

  1. «Расскажи, как собирают урожай» Что выкапывают? Что выдергивают? Что срывают? Что срезают?

  2. Игра «Слушай и считай». Воспитатель произносит предложение, дети считают количество слов в нем. Например : Наступила золотая осень. Часто идет мелкий дождь. Земля покрыта листьями. Трава пожелтела. Солнце светит реже. Дни стали короче. Вдали видна стая перелетных птиц».

  3. Игра «Измени предложение» Воспитатель произносит предложение из трех слов, дети дополняют его словом-определением. Например: Папа копает картошку. - Папа копает молодую картошку.
- Петя срывает помидоры. – Петя срывает красные помидоры и т.д.
Пн _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ср _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Чт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Лексическая тема «Признаки осени. Деревья. Лес»

«Звук А».


  1. Артикуляционные и дыхательно-звуковые упражнения:
«Улыбка» - «Трубочка» - упражнение для губ на переключение

«Понюхаем листочки!»: а) вдох – втянуть воздух через нос , не поднимая плечи;

б) выдох – через рот: «Ах!».


  1. Упражнение «Осень какая?» Дети должны ответить на вопрос «Осень какая?» (Золотая, нарядная, разноцветная, ранняя, поздняя, дождливая, пасмурная, богатая, плодородная и т.д.)

  2. Упражнение «Подбери слова-действия». Лист (что делает?) – … (желтеет, опадает, растет, летит, кружится и т.д.) Дерево (что делает?) - … (стоит, качается, растет, падает)
Ветки (что делают?) - …

  1. Д.игра с мячом «Скажи наоборот» Зима – лето, весна - …, тепло - …, мокро - …, улетают - …, пасмурно - …

  2. Д.игры с мячом «Жадина» (например : осина – моя осина); «Один-много» (например: дерево – деревья – много деревьев, клён – клёны– много клёнов)

  3. Упражнение «Сосчитай-ка»: высокое дерево, сосновая ветка, желтый лист, березовая ветка, красный листочек, молодая осина, рябиновая ветка.
Например: одно высокое дерево, два высоких дерева… пять высоких деревьев.

  1. Д.игра с мячом «Чей лист (ветка?)»: ветка ели – еловая , ветка сосны - …, ветка липы - …, лист березы – березовый лист, лист ивы - …, лист рябины - …, лист клена - …, лист дуба - …, лист каштана - …

  2. Например:

  3. Игра «Выдели звук» Воспитатель произносит слова, дети выделяют в них первый звук: утка, Аня, облако, иглы, Оля, Ира, Инна, Уля.

  4. Пальчиковая гимнастика «Листочки»

Пн _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ср _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Чт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Лексическая тема «Осень. Грибы»

«Звук А».


  1. Артикуляционные упражнения:
«Лопаточка» - «Иголочка» - упражнение для языка на переключение (под счет до 5-7)

«Чашечка», «Горка», «Маляр», «Чистим зубки» (справа налево и сверху вниз и наоборот)


  1. Упражнение «Отгадай гриб» Дети должны ответить на вопрос: Гриб, который растет под березой – подберезовик, под осиной -…, название гриба похоже на название дикого животного - …, на пнях растут - … и т.д.

  2. Д.игра с мячом «Скажи наоборот». Старый гриб большой , а молодой гриб - …, у подосиновика толстая ножка, а у опёнка - …, сыроежка - съедобный гриб, а мухомор - … и т.д.

  3. Упражнение «Сосчитай-ка»: боровик, маленькая сыроежка, ядовитый мухомор, бледная поганка, съедобный гриб, грибная ножка, большой подберезовик и т.д.
Например: одна маленькая сыроежка, две маленькие сыроежки, пять маленьких сыроежек

  1. Упражнение «Объясни слово». Побеседуйте с детьми о многозначных словах: ШЛЯПКА, НОЖКА на материале картинок. Например : Ножка – у ребенка, у гриба, у стула…, Шляпка – у гриба, головной убор.

  2. Д.игра с мячом «Назови ласково»: гриб - …, подберезовик - …, боровик…, опята - …, опенок - …, сыроежка… и т.д.

  3. Дидактическая игра «Подбирай, называй, запоминай».
Для переработки грибов нужны разные предметы. Как человек использует эти предметы (подбери и назови как можно больше слов-действий)? (Ножом грибы срезают, чистят, разрезают … и т.д.). Обговариваются следующие предметы: сковорода, кастрюля, бочка, банка, нож. Для игры можно использовать картинки посуды.

  1. Чтение и пересказ произведения В. Сутеева «Под грибом».

  2. Игра «Поймай звук» Воспитатель произносит различные звуки, слоги, слова, а дети хлопают в ладоши, когда слышат звук А. Например: к, о, А, и, м, ы, А, А, по, ам, ит, ка, обувь, айва, ура, ананас, умный, артист, Англия, осень, индюк, адвокат и т.д.

  3. Игра «Найди звук А». Воспитатель произносит слова, дети определяют в них наличие/отсутствие звука А и место звука в слове: начало, середина, конец. Слова: арбуз, утка, Аня, облако, ослик, осы, оса, игла, Оля, Ира, антенна, книга, мозаика, самокат.

  4. Пальчиковая гимнастика «Грибы».
Пн _________ Отметка о выполнении

Многие задачи по коррекции речевой деятельности логопед и воспитатель решают совместно: формирование фонетико-фонетических процессов, лексико-грамматического строя речи и связного высказывания, развитие коммуникативной функции речи, высших психических процессов и др. Ведущая роль в организации коррекционно-педагогической работы принадлежит логопеду. Он формирует навыки правильной речи у детей, а воспитатель закрепляет их. Практика работы показывает, что эффективность преодоления речевых нарушений у дошкольников во многом зависит от того, насколько продуктивно, умело и грамотно воспитатель включает отработанный речевой материал в ситуацию естественного общения детей и систематически контролирует поставленные звуки в речи ребенка.

Во второй половине дня воспитатель проводит специальные индивидуальные занятия с детьми, содержание которых определяет логопед. Задания записываются в тетрадь рабочих контактов логопеда и воспитателя индивидуально для каждого ребенка, подгруппы (от 3 до б чел.) или всей группы. В вечерние занятия включаются артикуляционные и пальчиковые упражнения; проговариванис слов, фраз, стихов, текстов, отработанных ранее логопедом с целью автоматизации, дифференциации поставленных звуков; игры, задания по формированию фонематических процессов, лексико-грамматических компонентов языка; рассматривание специально подобранных предметных, сюжетных картинок и составление рассказов по ним; различные виды упражнений на развитие внимания, памяти, мышления. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю.

Примерная форма ведения тетради рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателя

Дата Фамилия, имя ребенка Содержание работы Взаимосвязь с родителями Результаты
Фонематические процессы Звуко-нроизношение Словарный запас Грамматические категории Предложение Связная речь Развитие психологической базы речи
20.10 Иванов Саша (ФФН) Автоматизация звука [с] во фразах (с. 15- 21*) Ифа «Что изменилось?» (на материале темы «Грибы») Карточка № 2
20.10 Петров Андрей (ОНР) Комплекс артикуляционных упражнений на звук }